Ария - С кем ты?

Страна: Россия
Стиль: Heavy Metal
Автор рецензии: dr. Bohnke

С кем ты?» — второй студийный альбом группы «Ария». Был записан в 1986 году и распространялся как магнитоальбом на магнитофонной кассете. На CD был издан только в 1994 году, в 2013 году был впервые издан на виниле.

Это последний альбом группы, записанный в её изначальном составе. Менее чем через год после записи в группе произошёл раскол, в результате которого более половины музыкантов отделились, основав группу «Мастер». Многие песни с этого альбома («Воля и разум», «Здесь куют металл», «Встань, страх преодолей») исполняются в настоящее время одновременно группами «Ария» и «Мастер».
С кем ты?» — единственный диск «Арии», на котором нет песен Владимира Холстинина (по этой причине, с его слов, этот альбом его самый нелюбимый).

На обложке использована картина художника Владислава Провоторова «Космогония # 666». Здесь хотелось бы отметить наличие некоего чудища-демона,такого себе Эдди или Креатура. Назовём его Ариатус. Это—если мысленно дорисовать песню «Воля и Разум»—последняя голова демона Войны,которого победили хэви—металлеры, вместе с пауерщиками и трэшерами. Он вылез,дабы пригласить всех поближе познакомиться с рецензируемым творением. Ну что же,исполним последнюю волю Ариатуса!

Этот альбом ознаменовал собой приход в группу второго гитариста—Андрея Большакова,который ранее участвовал в группе «Зигзаг», где был вокалистом и гитаристом. Также Большаков является автором музыки к большинству песен на альбоме (а вместе с Валерием Кипеловым написал музыку к воистину нетленной балладе—»Без тебя»).
Место за ударной установкой занял Игорь Молчанов, игравший до этого в группе «Альфа»,а Александр Львов, записавший с «Арией» предыдущий альбом,на этом стал уже звукоинженером.

Хотелось бы сразу отметить интересную подачу тематики альбома—антивоенная лирика поэта Александра Елина нашла своё воплощение в разноплановости подачи—от гимнов «Воля и Разум» и «Встань,Страх Преодолей» ,в своей ураганной убийственности императивов схожих с ранним (если рассматривать это всё диахронически и ограничить себя временными рамками) Manowar (ну чем не антагонист неудержимому «Battle Hymn» 1982 года?), до боевиков («Здесь Куют Металл» и одноимёныша) ,инструменталки, баллады, ну и наконец интерпретативной песни—сюжета.

Интерпретативная песня-сюжет —это песня, сюжет которой является интерпретацией (трактовкой) ранее существующего сюжета в музыке,литературе или другом виде исскуства.
Последней является композиция «Икар». Все мы знаем миф о Дедале и Икаре… Миф говорит лишь о непослушании неосознанном или «слабом» , а значит,неосмысленном проступке,(читай: несоблюдение правила «золотой середины»),в то время как арийцы преподносят историю Икара в свете непослушания умышленного, которое вызванное гордыней,и здесь в сухом остатке мы уже столкнулись с гордыней,а это—порок… Именно в этом заключается интерпретация,где сюжет является фоном,чем—то вторичным,а толкование,как таковое—первичным и основополагающим.

Дальше перейдём,пожалуй, к фигуре вокалиста.
Кипелов заматерел! Это крутой вокалист ,который владеет своим вокалом не хуже,чем Брюс Ли тренируется! Артикуляция, логические ударения превратили уже упомянутую «Встань, Страх Преодолей» в нетленку! Зевсоподобные в своей громовитости императивы Кипелов вывергает аки Везувий! Ну,а про то, что Валерий—отличный исполнитель баллад и говорить не стоит—его голос гармонизирует с общей тональностью и музыкальным рисунком баллады «Без Тебя».Золотой баллады!

Также вокальные порывы Кипелова подхватывает Андрей Большаков (так,на песне «С Кем Ты?» в Большакова вселяется наш старый знакомый Ариатус,который за время нашего обзора почуял мощь металла и согласился признать своё поражение,за что ему была сохранена жизнь,и теперь интересуется :так с кем же мы? С арийцами, которые против войны или с Призраком Войны, который разрушил даже то место, откуда вылез Ариатус?

Этот уже упомянутый,с позволения сказать,хор,придает песням специфическую оригинальность или оригинальную специфичность,как угодно.
Инструметал «В Память О…» посвящается технику,погибшему на гастролях группы… Этот инструментал своей вуалью мрачности и обречённости имплицитно схож с «Орионом» Metallica Достойный жест достойных людей!
Техника исполнения и звук. Звук на альбоме достойный,все партии можно отчётливо услышать всё инструменты. Неплохо потрудился Александр Львов!

Сотрудничество Холстинина и Большакова не может не остаться незамеченным—так соло на «Воле»(со второй минуты) порадовало —здесь гитары как бы «спорят» с философским постулатом о Воле и Разуме,как бы «играют роль» Ницше,который споря с Шопенгауером, не принимает всемогущества Воли,а надеется на всемогущество человека,независимого действующего автономно от всего и вся,так называемого «сверхчеловека».
Соло на композиции «Встань, Страх Преодолей» (начинается с 2:13)—заставляет сердце замереть в ожидании всплеска и на 2:33 при тональном «переходе» оно его получает. И вот за эту ,условно говоря, «вторую половину соло» группе можно смело ставить 100 из 10! Вот здесь я понял смысл выражения «дьявол кроется в мелочах»! Это экстаз,схожий разве что… Со свиданием с Афродитой…
А своим соляком (с 3:34) упомянутая уже связка гитаристов спасла ровную,граничащую с проходняком, песню «Игры Не Для Нас». Браво,мужики!

В итоге получилась очень крепкая пластинка,без явных недостатков. Можно говорить о плагиате (например о риффе с песни «Встань,Страх Преодолей»,который «украден» в Иудова Попа («Jawbreaker» 1984 года). Но я в этом плане толерантен, и не стану таким уж критиком,а буду любить каждый коллектив по—своему.
Исходя из всего вышесказанного,я ставлю альбому 10/10, рекомендую в коллекцию!

10/10, 2018