Ария - Кровь за кровь
Страна: Россия
Стиль: Heavy Metal
Автор рецензии: dr. Bohnke  

Cлоган рецензии: Мистический концептуализм или Становление Кипеловской Арии

Это творение Кипелова и команды стало поистине определяющим: если раньше тема мистицизма только вырабатывалась (как на «Игре с огнём»),то здесь она стала в полный рост. Получился очень интересный в своем текстуально—смысловом новаторстве альбом. О нём и расскажет ваш покорный слуга.

Итак,это—пятый студийный альбом группы, один из трёх альбомов, записанных группой в «классическом» составе (Кипелов/Маврин/Холстинин/Дубинин/Манякин). Традиционно считается самым «концептуальным» из всей дискографии группы — все песни (за исключением лирической баллады «Всё, что было») посвящены тематике сверхестественного. Впервые за несколько лет группа использовала клавишные инструменты при записи альбома (Владимир Холстинин играл на синтезаторной гитаре и пример тому—вступление на балладе «Всё, что было»). Также это последний альбом, выпущенный на виниле.

Говоря об этом альбоме прежде всего,мне бы хотелось развить тему его концептуальности. И здесь мы отойдем от классического концептуализма в его строгой,почти догматической шаблонности, согласно которой содержание возвышается над формой,то есть суть академического концептуализма сводится к передаче собственно идеи в исскустве. В нашем случае всё не совсем так. Пускай я буду неоконцептуалистом,но как раз здесь,на этом творении, мы увидим удивительный синтез идеи и содержания,раскрытию которого и посвящена эта рецензия.

В содержательно—смысловом,текстуальном аспекте концептуализм обозреваемого творения выявляется в его идейной (читайте:концептуальной) целостности, а также—в интертекстуальности (или пасхалкоподобным отсылкам к предыдущим наработкам группы). И если упомянутая целостность альбома весьма очевидна (отмечу лишь,что даже баллада «Всё,что было» не лишена мистицизма— образы креста,рока (судьбы),»семи кругов в огненной пустыне» это подтверждают,с одной оговоркой: на балладе мистицизм имеет,скорее,философский в его имплицитности («скрытности» для сознания,но осягаемости для подсознания) смысл.

С интертекстом здесь куда интереснее—можно говорить не только о отсылках к различным произведениям литературы («Кровь за кровь» отсылает к Евангелию, и,с помощью Понтия Пилата,—к булгаковскому «Мастеру и Маргарите», «Антихрист»—к откровениям Иоанна Богослова (последняя книга Нового Завета) ,а также мистическому сериалу—триллеру 1976 года «Омен»… Это всё—каноническая интертекстуальность. Но есть здесь также и так называемая «внутренняя» интертекстуальность,отсылающая слушателя к предыдущим альбомам группы. Здесь речь пойдет о песне «Не хочешь—не верь мне». Это—словно логическое продолжение истории Героя Асфальта,который попал в аварию,и чудом оставшись в живых, рассказывает о своих внутренних ощущениях. Будет в этой истории и эпилог —на альбоме 2002 года под названием «Штиль», выйдет англоязычная композиция «You’d better believe me» («Лучше поверь мне»),которая и подытожит историю Героя Асфальта…

Вокально Кипелов,как и полагается,хорош. В его голосе есть всё,что нужно для исполнения хэви-метала: тембр,подача,напор,драйв,лиризм… Говоря о вокалисте, хотелось бы отметить его исполнение на песне «Антихрист». Его голос идеально влился в роль антагониста Христа: здесь тебе и «исповедческий» лиризм,и акцентирование опорных слов («Антихрист»,»Сатана», «цифра шесть» и прочих),и мясная,можно даже сказать «околотрэшовая» манера исполнения смыслового отрезка «о себе» (тайминг—3:46-3:58). Подобную манеру исполнения можно заметить и в песне «Не хочешь—не верь мне». И это —тоже в копилку упомянутой уже неоконцептуальности альбома.

Техника и музыкальное оформление на этом альбоме оставили самые приятные впечатления! Звук записан хорошо,к нему претензий нет.
Отмечу также и работу гитаристов. В целом все соляки очень и очень недурствены,но соло,как отдельную часть музыкального произведения хотелось бы выделить на «Зомби» (с 3:19). Оно идеально в своей агрессивности,и таким образом,как нельзя лучше передает как образ Зомби,так и общую хоррор-атмосферу песни.

Плавно переходя к музыкальным решениям на этом альбоме,хочу сказать ровноследующее: после «Игры с огнём» я и не надеялся найти здесь, что-то хотя бы близко подобное к тому шедевру. Но… Как же я ошибался! И снова порадовала заглавная песня! Понятно,что весь альбом—это музыкально—смысловая целостность,концептуальное творение,но не рассказать о «шедевре в шедевре» я не могу.
Музыкально—технический «паспорт» этого чуда выглядит следующим образом:акустическое вступление сменяется быстрым хэви-металическим рисунком, дальше (с 2:37 ),тональность «падает» становясь «балладной» в своей удивительной вальсоподобности, а с 3:30 начинается… История в истории… История о «ряспятой любви»… Казалось бы: опять «испанская» акустика Маврина… Но она, поверьте мне на слово, заслуживает отдельного внимания…. Это не описать словами,но я попробую: представьте,что вы находитесь на райском острове,и просите поставить что—нибудь «нешаблонное», для души… И вам ставят это… Потерянный рай найден! И он— на земле! Это нежно,как шёлк и запоминается как первый поцелуй! Вообщем,нужно слушать,но Маврина после этого хочется величать исключительно Сергеем Константиновичем,а Мянякина—Александром Михайловичем,который очень не назойливой партией «дописал» эту шедевральную «историю в истории»… Далее, на 4:48, возвращается скорость, сопровождающаяся очень красивым соло. А с шестой минуты в действие снова вступает скорость,которая «далеко и не уходила». А заканчивается всё «последними вздохами распятой любви» в исполнении «испанской» гитары всё того же Сергея Константиновича Маврина… Вот она —вершина неоконцептуализма в музыке,как в сильном «аппелятивном» исскустве…

Но нашёл я здесь и изъян. Он кроется в тексте песни «Прощай,Норфолк!». Согласно ему, англичане воюют с немцами, но в реальности Королевский Норфолкский полк вёл борьбу с турками! Тем более,лексическая замена немцев на турок,не нарушила бы ни смысл,ни построение текста или композиции. Но для меня это несущественно и не может убавить общий восторг от альбома! Именно так окончательно закалилась кипеловская Ария!

Несмотря на вышеуказанный недостаток,альбом получает от меня 10/10 и рекомендацию слушать только в lossless!

10/10, 2018