Ария - Химера
Страна: Россия
Стиль: Heavy Metal
Автор рецензии: dr. Bohnke

«Химера» — восьмой студийный альбом группы , вышедший в апреле 2001 года. Последний альбом с вокалистом Валерием Кипеловым.Целый ряд песен — «Штиль», «Осколок льда», «Небо тебя найдёт»— активно транслировались по радио и участвовали в хит-парадах, в частности упомяну здесь «Чартову Дюжину».

Я не буду здесь философствовать,развивать различные теории в стиле «а что,если бы?». Кипелов,Терентьев и Манякин записали последний альбом с Арией и ушли,создав группу «Кипелов». Но что ведь это за альбом! Можно уходить по-английски,по французски, можно по-итальянски (разбивая и круша всё,что хочется). А можно уйти по—кипеловски—ярко,сочно, и мощно,как и написано выше,в эпиграфе к этому обзору.

С точки зрения текстов и присутвующей в них смысловой нагрузке обозреваемое творение имеет ярко выраженную философскую окраску,но с очень любопытной оговоркой: именно эта работа стала квинтэссенцией лучших наработок группы в этом направлении: помимо чисто философских или рефлексивных текстов (текстов, которые отображают совокупность определённых размышлений автора касательно различных аспектов бытия), на альбоме присутствует и лирика (баллады), тоже впрочем не лишенные философского зерна,а также философская песня-гимн сверхчеловеку— эдакому Заратустре,который, согласно Ницше, дождался молнии из чёрных туч; есть тут и пасхалки из мировой литературы—песня «Горящая стрела» была написана по мотивам повести русского писателя-постмодерниста Виктора Пелевина «Жёлтая стрела» 1993 года, причём образ, использованный Маргаритой Пушкиной дополняет и развивает аллегорический образ,задуманный Пелевиным: поезд, мчащийся как жёлтая (горящая) стрела—не что иное как ироническая аллегория человеческого бытия. Как поэты и Елин, и Пушкина справились прекрасно,сохранив все предыдущие тематические «фишки» группы и, как видно,добавить изюма в текстуальную кайму.

Вокал Кипелова привычно прекрасен—он и лирик,и хэви—металлер в одном. Казалось бы: простая,незатейливая формула успеха,но «держать марку» очень и очень непросто,а Кипелов это делает,и делает мастерски: возьмём хоть исполнение на песне «Небо тебя найдёт»: чёткая артикуляция логически важных лексем (яркий пример—»Небо») делает и без того драйвовую песню настоящим гимном,заставляющим крепко сжатый кулак двигаться в унисон с ритмическим рисунком композиции. Или взять хотя бы исполнение на таком произведении как «Я не сошёл с ума» . Здесь его мускулисто— агрессивное вокальное «сопровождение» раскатывается громами и достигает своего органического апогея,когда на втором куплете в Кипелова «вселяется» прославленный «певец восточной мудрости» Омар Хайям (оу, ещё одна пасхалочка!) и Валерий,аки Зевс, жёстко,но справедливо замечает что «лучше жить одному всю жизнь,чем найти свой дом и жить там с кем попало» и,таким образом, отдает дань памяти великому Хайяму.

Вот кому надо ставить памятник при жизни—так это ритм—секции… Всей,без исключения.
Так,благодаря клавишным и соло-гитаре Владимира Холстинина мелодический рисунок «заглавной открывашки» знают ценители везде и всюду. Его соло на композиции «Небо тебя найдёт» сделало эту песню легко узнаваемой у почитателей. Ну,а его работа на околоницшеанской «Тебе дадут знак»… Это просто восторг… Это классическое «двойное соло» (тайминги 3:56—4:32 и 5:01—6:07), которое является интересным дополнением к вокальному повествованию Кипелова: гитара Холстинина мощна,резва,вплоть до ярких ноток пафосности—идеальное дополнение к околоницшеанскому сверхчеловеку,не так ли?
В свою очередь Сергей Терентьев своим соляком сделал «знаменитой» ранее упомянутую композицию «Я не сошёл с ума»,ну а его соляночка на «Осколке льда»—это исповедь брошенного человека,который с любовью потерял и смысл своего пребывания на бренной земле… Это надо слушать и вслушиваться.
Ну а если и этого покажется мало (мало ли,садизм в сторону ритм-секции — болезнь малоизученная)—послушайте,что получилось у Холста на «Вампире», если останетесь живы после…флейты! Соло на этом инструменте (3:02—3:37) на правах сессионного музыканта исполнил Олег Мишин («Catharsis»,»End Zone»), причём сразу после этой зарисовки в игру,по принципу «матрёшки», вступает Холст. Ну,а о Дубинине и его клавишах на «Осколке льда» я лишь упомяну…

И,пожалуй,последнее о чём хочется упомянуть здесь—это об создании талисманв группы—монстра из отряда «Химеровых» по имени Жорик. Жорика,как и обложку, создал российский художник Лео Хао,он же Алексей Шамровский,который до этого создал обложку сингла 2003 года «The Bard’s Song: In the forest»,а также обложку концертного DVD » Imaginations Through the Looking Glass» немецких пауерщиков Blind Guardian. Поработал он и с американскими хэви—металлерами Iced Earth—оформил их концептуальный альбом 2004 года под названием «The Glorious Burden». С Арией он тоже будет сотрудничать—все дальнейшие альбомы, кроме последнего—»Через все времена» будут оформляться при содействии этого человека,ну а Жорик,в разных образах будет радовать глаз… Да,Кипелов, Терентьев и Манякин ушли,но оставили после себя музыку, воспоминания,эмоции и… Жорика!

Альбом прекрасен в своей легендарности! Советую слушать, иметь на качественных носителях (ибо звук альбома—очень даже приличный, есть что послушать).

10/10, 2018