Mötley Crüe - Shout at the Devil

Страна: США
Лейбл: Elektra Records
Стиль: Glam Metal/Heavy Metal
Автор рецензии: Дмитрий Терентьев

После драйвового дебютника 1981 года, четыре главных хулигана из Лос-Анджелеса 80-х решают закрепить успех, выпустив в 1983-м ещё более драйвовый, жёсткий и быстрый альбом. Одновременно Shout At The Devil стал и намного популярнее своего предшественника.
Металлическая стилистика в Shout достигает своего апогея. При этом группа полностью избавляется от пережитков Панк-рока, которые были в дебютнике. В саунде, имидже и текстах нового альбома ребятки решают исследовать хоррор-составляющие рок и метал-музыки. Это и типа заигрывания с оккультной и сатанинской тематикой, рогато-клыкасто-вампирское оформление сцены и более зловещие гитарные аккорды. Это вызвало волнение среди религиозной общественности. С другой же стороны, можно предположить, что мотивацией такого вот «сатанизма» является имиджевая составляющая, которая в те годы всё более набирала популярность и желание «потроллить», «попугать бабушек». По прошествию 80-х такой позерский сатанизм может выглядеть несколько комичным. Однако драйва со временем в этом альбоме ни на йоту не уменьшилось и данный альбом вполне можно назвать самым драйвовым, скоростным и энергетическим альбомом за всю историю группы.

Этот альбом был записан уже на крупном звукозаписывающем лейбле Elektra Records. Звук в альбоме стал на несколько голов качественнее. Такое ощущение, что пацаны пересели из хрипящего старого доброго винтажного «ЗИЛ-а» в высокотехнологичный мощный «Freightliner». Усиленна в альбоме и реверберация, которая создаёт именно ту самую стадионную атмосферу 80-х, когда звук доносится как из бездонного колодца.

После вводного интро с голосом чтеца, пафосно объявляющего альбом, звучит титульный трэк. Он являет собой среднетемповое «вальяжное» начало альбома, которое, тем не менее, раскачивает не по-детски. Также не по-детски и очень хрипло и высоко пищит Винс в куплете. Запоминается тут и орущая рефренная соло-гитара. Хоровые выкрики припева «Shout! Shout!» демонстрируют именно тот самый дух Глэма, коммерческого Хэви-метала и Хард-н-хэви 80-х. Если выкрики «Too fast for love» из дебютника ещё звучали сыровато, то здешний сдобренный ревером «хоровой ор» зазвучал как мощный хулиганский манифест армии рокеров, с которым следует считаться. Я бы сказал, что такие выкрики и создают ощущение запоминаемого «хука» – звукового крючка, который цепляет слушателя. Текст композиции представляет собой неприкрытое заигрывание с тёмными дьявольскими силами.

Композиция Looks That Kill ознаменовывает более подвижный темп. Ревущая ритм-гитара сразу же подчёркивает гиперактивный характер этой вещи. И опять хулиганские хоровые выкрикивания («гавканье») в припеве. На эту композицию снят видеоклип, в котором группа в эстетике каменного века с факелами нападает на каких-то пещерных женщин. Далее в клипе, наша четвёрка вступает в оккультно-астральный конфликт с некоей эффектно выглядящей молодой ведьмой-варваршей, имеющей «вид, который убивает» (также вполне себе вампирско-панковско-глэмовый). Прилагается и бутафорский дым (святое для визуального ряда 80-х). Здесь мы видим ещё и эволюцию видеоклипов 80-х, чему способствовал появившийся тогда канал MTV. Группы уже не просто выступали в клипах, но и принимали участие в некоем сюжете, «экшне». Визуальный имидж группы был дополнен более навороченными как кожано-клёпанными металлическими, так и рваными панковскими аксессуарами. Если Ли в клипе Live Wire барабанил в сетчатой рваной майке, то тут у него поверх неё добавилась ещё и клёпаная кольчуга. У Сикса – шипастый наплечник, рваная блузка и сетчатые рукава. Верхняя одежда Нейла состояла из одних кожаных клёпаных ремешков в духе BDSM. Они же обвивали его красные «неоновые» лосины и высокие ботфорты. То же самое можно сказать и про Марса, только у него ремешки были поверх тёмного и более закрытого наряда. Имидж всё больше напоминал панков-байкеров из «Безумного Макса 2».

Трэк Bastard демонстрирует ещё более подвижное звучание. Мне нравится в этой композиции смена характера игры ударных в разных моментах припева.

Мрачноватый гитарный проигрыш с провокационным названием God Bless Children Of The Beast служит вводным интро к дальнейшим песням.

Наша четвёрка решается на создание кавер-версии композиции другой знаменитой четвёрки (той, что из Ливерпуля). Это легендарный битловский Helter Skelter. В оригинале этой песни Пол Маккартни разорался так, что много кто не смог это связать с предыдущим творчеством The Beatles. Винс Нейл стал достойным продолжателем таких воплей, добавив свой фирменный тонкий голос и мяукающий эффект в таких криках. Причём его голос переходит от вкрадчиво-мяукающего до вполне себе брутально-оруще-мяукающего. Helter Skelter очень органично встал в ряд с иными песнями альбома. Отдельной похвалы заслуживает гитара Марса.

Red Hot является самой скоростной вещью альбома. Как ни как, 1983-й год на дворе, стиль Хэви-метал в самом разгаре. Все параметры тут соблюдены. Эдакий преемник Live Wire.

Too Young to Fall In Love носит средний темп с качовым ритмом, имеет прилипчивую повторяющуюся мелодию в припеве. Натуральный минор этой песни сменяется на гармонический в конце припева. Эта песня также имеет видеоклип, где наши не очень по-мужски выглядящие мужики уже дерутся с какими-то восточными меченосцами и кого-то там освобождают. Кое-кто может вполне резонно предположить, что нелепо делать из парней с «таким вот» внешним видом крутых героев боевика. Но следует отметить, что в том же 83-м году старшие коллеги Крюков – Киссы (которые правда на вид более внушительны и накачены) тоже проявляли себя в экшне (они там били морды каким-то бомжам на улице в клипе All Hell’s Breakin’ Loose). Кстати, если говорить о восточной самурайской эстетике, то тогдашний образ Крю вполне напоминал персонажей театра «Кабуки».

Knock ‘Em Dead Kid как будто бы продолжает начатое в Looks That Kill. Нейл разорался не на шутку. Всё это украшено масштбным эхом. Хоровые выкрики в припеве прилагаются.

10 Seconds To Love обращает на себя внимание запоминающимся мелодичным пентатоническим гитарным риффом. И снова в припеве мы имеем дело с хоровым «выгавкиванием» заглавной фразы. Лично мне эта песня кажется более зрелой версией песни Too Fast For Love. Типа так она бы зазвучала в 83-м, когда группа более точно определилась с выбором стиля и саунда.

Среднетемповая композиция Danger несёт драматический характер. Текст повествует о увиденной во сне голливудской отчаянно опасной жизни отчаянно крутого перца. В куплетах мы снова слышим градацию мяукающего вокала Винса. Он переходит от отчаявшегося к крайне воинственному: «I’m a wildcat, a shotgun blast». Эта песня демонстрирует эволюцию саунда группы и уже более коммерциализированное звучание. В куплете присутствуют клавишные синтезаторы с тембром струнных инструментов и атмосферные гитары с тембром «chorus», играющие арпеджиато. Драматический настрой создают и переходы от эолийского к дорийскому минору (это кстати присутствует и в Looks That Kill). Также мне нравится мелодичный гитарный рифф в припеве, который создаёт хоть простенькую, но всё же – полифонию с мелодией лид-вокала.

Как я уже говорил, альбом оказался очень крутым. Для Mötley Crüe он оказался возможно крутейшим их заявлением, которое они так и не переплюнули. В эстетике Shout At The Devil ощущается типичный, пусть и несколько упрощённый Хэви-метал. Отдельные яркие элементы альбома, как например, часто упоминаемые мной хоровые выкрикивания, стали общими для саунда Хэви-метала и Глэм-метала 80-х. Однако переход Mötley Crüe в сторону более попсового позитивного рок-н-ролльного звучания, которое выделит Глэм-метал в самостоятельный подвид музыки, будет позднее.

Могу сказать, что лично мне не симпатичны такие сатанинские посылы, пусть и поданные в такой «игровой форме» как на этом альбоме. Также как и распутный образ жизни группы. К тому же, как показала жизнь, в дальнейшем такие небезопасные шалости не прошли бесследно для ребят. Но если говорить сугубо о музыке, то я нахожусь под колоссальным впечатлением от мощи и драйва, которые исходили от «этих четверых». Они реально были крутыми забияками. Их вещи данного периода реально заслуживают исследования. В любом случае, таким альбомом они уже «выдавили» себе имя на монументе истории рока и Метала. Что бы там не говорили всякие хейтеры или снобы.
9/10, 2018