Mötley Crüe - Theatre of Pain

Страна: США
Лейбл: Elektra Records
Стиль: Glam Metal/Heavy Metal
Автор рецензии: Дмитрий Терентьев

Уже изрядно наследившие своими двумя крутыми альбомами и экстремально-рок-н-ролльным образом жизни, наводя ужас на добропорядочных домохозяек, американские глэмстеры Mötley Crüe в 1985 году выпускают свой третий полноценный студийный альбом. Следует сказать, что и этот альбом завязан на скандальном и трагическом происшествии, связанном с группой. Речь идёт о гибели ударника другой популярной глэм-метал-группы Hanoi Rocks Николаса Дингли по кличке «Рэззл». Он погиб в пьяной автомобильной аварии, которая произошла по вине бывшего тогда за рулём Винса Нейла. Помимо этого пострадали и иные люди, сидевшие в других машинах. Суд приговорил Нейла к 30 дням лишения свободы, 200 часам общественных работ, пяти годам испытательного срока и выплате 2,6 миллиона долларов жертвам аварии, в качестве компенсации. Нейл был выпущен из тюрьмы через 15 дней за хорошее поведение. А альбом Theatre Of Pain группа решает посвятить памяти Николаса «Рэззла» Дингли.

Альбом выходит в 85-м году на лейбле Elektra Records.

Несмотря на, мягко говоря, не особо интеллектуальный характер своей музыки, Mötley Crüe на протяжении 80-х создавали ударные альбомы, которые, как ни крути, эволюционировали, видоизменялись и каждый раз предлагали новые варианты саунда для слушателей. Вот и Theatre Of Pain стал новым витком в звучании.
Следует отметить, что по сравнению с неистово-сырым и наглым дебютником и кровожадно-хэвиметаллическим вторым альбомом, данный релиз ознаменовал некоторое снижение агрессии и брутальности. С иной же стороны, соблюдены все параметры, которые делают Крюков Крюками. Только как-бы немного «интеллигентнее» что ли (если в адрес Motley Crue вообще можно употребить столь неподобающее слово). Тем не менее, следует отметить ещё более вычищенный звук. Барабаны стали ещё более дискотечными. Разумеется, и реверберация тут соответствует требованиям середины 80-х. В текстовом плане продолжаются повествования о жизни крутых городских бунтарей. Однако снизился градус упоминания всякой бесовщины типа дьявола, «детей зверя», которые были в предыдущем альбоме. Менее агрессивными металлическими и более «гламурными» стали имидж группы и оформление сцены, концертов. Но помимо этого есть ещё и отличия, которые произошли в музыкальном характере разных песен, из-за чего лично я хотел бы охарактеризовать данный альбом как «переходный» в стилевом плане.

Открывачка альбома – City Boy Blues имеет интригующее вступление. На фоне гитарных риффов, фоновый тембр клавиш (имитирующий органный звук) создаёт нисходящий хроматический спуск, заменяя дорийский минор на эолийский. Как я уже говорил ранее, чередование этих ладов можно услышать в Looks That Kill и в Danger из предыдущего альбома. Но на этот раз такое интригующее настроение подано уже в менее злом металлическом и в более позитивном коммерческом блюзово-рок-н-ролльном характере. Драйвовый гитарный ритм в куплете создаёт атмосферу такого себе «дискотечного» Хард-рока. И это звучит круто. Припев имеет аккордику, характерную для каноничнейшых Рок-н-роллов.

Вторым номером в альбоме идёт кавер-версия композиции Smokin’ In The Boys Room американской хард-рок-группы 70-х Brownsville Station. Здесь рок-н-ролльность ощущается в ещё более чистом виде. Также этот трэк стал одним из главных хитов на альбоме. Этому поспособствовал и снятый на него видеоклип, который получился очень ярким и весёлым. Однако идея и стилистика видео очень напоминает популярный клип 1984 года I Wanna Rock группы Twisted Sister.

Но вернёмся к музыке и дальнейшим композициям. Среднетемповая качовая Louder Than Hell являет собой типичнейший Хард-н-хэви середины 80-х. Мне нравится напряжение этой песни. Также в ней красивое гитарное соло, которое, к сожалению, не долго длится. Хотя может кому-то и в самый раз.

Keep Your Eye On The Money показывает всё большее предпочтение к рок-н-ролльным интонациям, которые проглядываются из хард-н-хэви-аранжировки данной песни. В принципе перед нами композиция в уже почти готовом стиле следующего альбома.

В этом альбоме присутствует очень характерная глэм-метал-баллада Home Sweet Home. Вот это уже типичный коммерческий Глэм конца 80-х – начала 90-х. Реально запахло всякими новемберрейнами. Это также один из главных хитов альбома.

А вот Tonight (We Need A Lover) кажется мне вещью с абсолютно хэвиметальной стилистикой. Пусть это и коммерциализированный саунд с дискотечными ударными. А вот убрать бы в этой песне все эти студийные приукрашенности, реверберацию и сделать бы её с говённым звуком дебютного альбома, эта жёсткая вещь органично бы стояла в одном ряду с Take Me To The Top, Peace Of Your Action и Starry Eyes. Правда, в ней присутствует не свойственный для группы красивый щемящий мелодичный бридж с многоголосным распеванием слова «tonight». Я бы сказал, что такой приём не похож ни на предыдущую, ни на последующую продукцию группы. Эффектным выглядит ускорение в конце песни. Это как бы подготовка к следующему трэку.

Хэви-метал продолжается в быстрой Use It Or Lose It. Это типичный продолжатель дела Live Wire и Red Hot. Только вот гитарная партия тут мне навязчиво напоминает акцептовский Breaker.

Далее идёт грузный и замедленный Хард-н-хэви Save Our Souls. Несмотря на наличие соло-гитары с несколько блюзовым уклоном, композиция как бы стоит на грани хэви-звучания 80-х и более блюзового характера, который придёт в Глэм в конце 80-х. В припеве этой песни опять присутствует часто упоминаемые мной сочетания дорийского и эолийского миноров. Полностью оторваться от Хэви этой песне не даёт всё ещё сильная диатоника, прямолинейные риффы и концовка припева, которая подчёркивает всё же эолийский минор (излюбленный лад для групп классического Хэви-метал).

Что касается Rise Your Hands To Rock, то чувствуется, что Ди Снайдер что-то реально беспокоил наших героев во время записи этого альбома. Так как здесь наличествует неприкрытый закос под I Wanna Rock уже в музыкальном, а не в клиповом плане. Особенно риффы, ритм и эти хоровые выкрики «rock!!!».

Заканчивается альбом на металлической ноте с песней Fight For Your Rights. Рифф куплета мне даже немного напоминает вступление Balls To The Wall уже упомянутой выше «самизнаетекакойгруппы». Видимо американцев впечатлил тевтонский «удар по яйцам». В предприпеве можно услышать фоновый звук клавиш, что говорит о всё же чуть более коммерциализированном Метале. Припев же типичный и для коммерческого Хэви и для Глэма 80-х (хоровые выкрики «fight!!!»).

Некоторые поклонники констатируют, что этот альбом стал послабее предыдущих не только в плане агрессии саунда, но и в плане творческого новаторства. Дескать песни стали более похожими друг на друга. Однако я бы всё равно выделил крайне удачные уже названные выше музыкальные моменты, которые пришли именно в этом альбоме. И они ничем не уступают находкам предыдущих и последующих альбомов. С другой стороны, Крю здесь действительно стали больше подражать иным известным бандам (Twisted Sister, Accept).
В плане изменений стиля, мы слышим в альбоме уже наметившуюся тенденцию к рок-н-ролльным боевикам и балладам. С иной же стороны, в отдельных вещах альбома ещё вполне чувствуется классический Митол, хоть и с коммерческой студийной обработкой. То есть альбом как бы стоит на распутье. Лично мне больше по душе как раз такие металлические боевики. Но именно их далее и не станет. Так как уже будет полностью сформировано звучание Глэм-метала. В этом же альбоме как будто бы произошла дифференциация Глэмового звучания от Хэви. Осталось только полностью устранить элементы последнего.

А в целом, данный альбом оказался очень хорошим.

В ближайшем будущем группу ждёт ещё больший успех. Выйдут ещё более нашумевшие альбомы. И, разумеется, будет продолжение скандальных, экстремальных и даже чрезвычайных жизненных происшествий и стычек с законом в фирменном стиле Mötley Crüe.
9/10, 2018