Pain of Salvation - BE
Страна: Швеция
Лейбл: InsideOut Music
Стиль: Symphonic Progressive Rock/Art Rock
Автор рецензии: Grave Digga

Восьмилетнюю карьеру прогрессив металистов шведская группа Pain of Salvation закончила на рассматриваемом альбоме 2004 года. Прилежно следящие за ПОС поклонники возможно знали, что эти уникальные ребята что-то такое все же вытворят или сгинут во тьме, которую они настырно источали  с самого начала своего существования. Но не сгинули ли они во тьме как раз выпустив «Be»?…

На своем пятом альбоме, называющемся «Be», шведские прогрессивщики соединяют впечатляюще масштабный текстовой концептуализм и широчайшее богатство музыкального материала. Выходя из кузнецы дарк прог метала шведы уверенно заступают на путь симфо прога. Пока что. Дэниэль Гильденлоу впечатляет вокальными гранями и широтой своей эмоциональности, диапазоном и красотой исполнения. Его дополняют концептуальные разговоры, отрывки слов и фраз, всевозможные звуки на заднем фоне, что в плане концепции и для любителей подобного — манна небесная. И что соответственно для других — издержки жанра. Сюда же и некие амбиентные шумы, создающие плотную атмосферу. Фолковые элементы?! Представьте себе и они! Не так чтобы прямо уж и рясно, но пара песен есть. По своей широте и глубине переживаний, и смысловой нагрузке как концептуальный-арт прог рок альбом вызывает в памяти даже великий «The Wall». Особенно теперь — без металических элементов, тяжёлых запилов или скоростных переходов. Даже больше арт рок, лишь изредка обращающийся к сменам ритма. Помните когда-то Pain Of Salvation ценился за потрясающие и захватывающие за живое мелодии, ни с чем несравнимую атмосферу и живые эмоции? Помнит и ПОС, не изменяя и в этом плане ни себе, ни людям, и при этом демонстрируя на ряду с высоким композиторским талантом еще и талант рассказчика. Шведы со знанием дела рассказывают истории существования Бога и человечества. Истории поучительные, мрачные и философские. Те, кто знают, что такое группа ПОС не по наслышке, знают и что ее музыка простой не бывает. Альбом наскоком не поймешь и «не пройдешь» — теперь лишь набраться терпения и отложить все дела в сторону. А по другому с подобными широкомасштабными концептами никак. Или все же можно и по другому? Например, есть на альбоме и композиции не просто пространные и сугубо концептуальные, но и композиции «живые», которые могут называться хитами! Эти композиции напоминают хорошо знакомый материал предыдущего студийного альбома «Remedy Lane» со своими особенностями — акустический атмосферный фолк «Imago», рвано-динамичный прог роковый шедевр «Lilium Cruentus», рассеянно-душевнобольная «Dea Pecunae» и сногсшибательно красивая «Iter Impius» с восхитительным припевом. Не мало! А еще очень интересно и захватывающе. Хотите поговорим о качестве записи, богатстве и профессионализме аранжировок и техничности? Право, не стоит, это же одна из лучших проговых групп современности. Хотя! Песни ПОС стали менее рваными и сложно структурированными в пределах одной пьесы, с другой стороны — еще более разнотипными арт роковыми композициям в целом…но, что не оценят металисты — с размытыми гитарными партиям, довольно-таки редкими на альбоме вообще… «BE» это прямо утрата для всего прог метала, но то ли еще будет — и фирменные ПОСовские электронные клавиши в атмосферном и психоделическом ключе заменяются теперь… величественными симфонизмами. Куда ты ПОС?!…

Построим некую цепочку: срываемся с катушек на дебютном альбоме «Entropia», на «One Hour By The Concrete Lake» собираясь по частям и депрессируя, депрессируя, пока «The Perfect Element» не натянет наши нервы как струны, чтобы уже на «Remedy Lane» расслабиться и отрефлексировать,  а на «BE» — после шторма и всей этой «бури жизни» принять неизбежную реальность, такую жестокую и невыносимую, идиотскую и бессмысленную, реальность для Бога и для человека… хочешь ты этого или нет, реальность в которой придётся быть или….