На данном изображении может находиться: ночь

Автор рецензии: Александр Курбатов
Я помню, как прочитал о его выходе и считал дни, пока его довезут ушлые пираты, потому что других вариантов получить эту запись попросту не было. Невероятное время пост-гранджа и пост-металла, время, когда крупные лейблы требовали ввести наценку на CD-матрицы, чтобы компенсировать потери от пиратства. Эх, знали бы они, что их ждет дальше!

В 90-х AC/DC оказались на вершине славы. После тяжелых времен и поисков себя в 80-х, группа уверенно нашла новое звучание. Альбомы 90 и 95 годов, возвращение Фила Радда на борт, триумфальные туры – все говорило о том, что кризис преодолен, несмотря на гранж и прочие потрясения на рынке. К 2000 году, уже в который раз, поползли слухи об уходе на пенсию, но AC/DC опровергли их действием: новый сингл Stiff Upper Lip попал на вершину рокового хит-парада Биллборд. Новый альбом …

О, какой это был альбом! Казалось, что не было никаких 80-х, ощущение, что это запись откуда-то из промежутка между Powerage и Back In Black!

На мой взгляд, Stiff Upper Lip стал вершиной Джорджа Янга, как продюсера. По качеству саунда этот альбом можно поставить рядом только с Highway To Hell и Back In Black. Невероятное звучание, в котором и тяжесть, и прозрачность, и мягкость, и хлесткость. Брайан великолепен во всех вещах. Его природная хрипотца, песок в голосе тут идут легко, не в напряг – Брайан тут великолепен.

Ангус и Малкольм говорили, что хотели записать первозданный рок-н-ролл. Это получилось на все 100%. Потому что первозданный рок-н-ролл — это ритм-энд-блюз. А еще этот альбом – торжество драммера Фила Радда, который абсолютно минимальными средствами достигает невероятного грува, под который невозможно не притопывать и не кивать в такт. Я не знаю чего тут больше, мастерства или внутреннего чувства. Фил в техническом плане – никак не Нил Пирт из Rush, это правда. Но невероятная точность и внутреннее чувство грува, делает его абсолютно уникальным.

Горячий, как огонь, открывающий трек, построенный на феноменальном блюзовом риффе, который придумал Малкольм Янг. Там же ничего нет, кроме вот этого риффа и хука в припеве. Но звучит это настолько круто, что группа могла играть это сочетание еще минут 10 и было бы в кайф. Как в кайф было небольшое соло, которое впору заносить в учебные пособия по блюзовой гитаре. Кто сказал, что в блюзе все сыграно?

Говорят, что настоящий блюз могут играть только черные. Но послушайте второй трек, Meltdown. На котором группа выдала еще один новый стандарт для блюза. Два белых парня, не влезая в плагиат, создали блюзовый лик чернее ночи.

House of Jazz – начинается с еще одного невероятного блюзового хода. В нем опасность, напряжение – все сразу. И развязка в виде припева. Вот как они это делают?

Hold Me Back и Can’t Stand Still – два совершенно неожиданных трека. Легкие и простые вещи подрывают любого с места хлеще стадионного гимна – невозможно удержаться, чтобы не «помочь» Филу Радду, который качает отбивая ритм одной бочкой, и лишь временами добавляя рабочий. Добавьте роскошное блюзовое соло — высший пилотаж. Мне казалось, что эти песни взорвут стадионы. Группа хотела, как минимум, одну из них издать на сингле с клипом, но издающая компания, подразделение Атлантик, инициативу не поддержала. И вообще обеспечила весьма скромную поддержку альбому, чем выстрелила себе в ногу – братья Янги не простили такого отношения и ушли от Атлантик после многолетнего сотрудничества к Сони Мюзик.

Safe In New York City – звучит, как привет с сессий легендарной Whole Lotta Rosie. Убойнейший рифф, сверхкачевый грув… Эту песню из эфиров радиостанций США выбила лишь атака небоскребы. Песню тупо запретили играть на радио!

Can’t Stop Rock ‘N’ Roll – один из бриллиантов альбома, который не потеряется в любой компании хитов группы. Среднетемповый кач, угрожающие риффы, мелодия, выростающая из них в припеве – невероятный образчик того, как минимальными средствами достичь максимального результата. Ты не можешь остановить рок-н-ролл, если это AC/DC, мать твою )

Satellite Blues – пожалуй, первый трек, который можно причислить к классическому звучанию группы. На каждом альбоме группа создает что-то в духе Highway To Hell, невероятным образом изобретая еще одну реинкарнацию бессмертного хита. Satellite Blues – прекрасный образчик того, как много можно извлечь из одного комплекта аккордов. Блеск!

Damned – ну вот как можно так качать? Титанический рифф и все тот же среднетемповый грув. Просто и с невероятным вкусом. До сих пор мороз по коже от соло Ангуса. Если вы зададитесь вопросом «сколько раз группа повторила припев» – получится половина песни. Но это работает, черт возьми.

Come And Get It . Группа просто издевается над критиками, которые ноют об «одном и том же альбоме, записанном 14 раз». Братья Янги вытирают об них ноги. Потому что если фаны блюза искали 29-ю песню Роберта Джонсона, чтобы услышать еще один волшебный блюзовый лик, им достаточно врубить альбом AC/DC 2000 года – это священный грааль для фанов блюза.

All Screwed Up – была песней, с которой группа начала записывать альбом, которая задала тон всей последующей записи. Вкусный трек, полный интересных фишек. И только когда начинаешь разбирать эту или другую песню с гитарой в руках — оказывается, что за слышимой простотой прячется бездна нюансов, фишек, приемов, без которых просто не получится сыграть.

Give It Up – убойнейшая закрывашка! Братья Янги взяли для нее ту же аккордовую последовательность, что в Satellite Blues, не меняя практически ничего и… Вот как они это делают? Это должно быть где-то внутри, на уровне биения сердца, а может еще глубже, в недрах костного мозга – где-то очень глубоко, чтобы взорвать финал альбома той же песней только с другими акцентами и чтобы это было в кайф, без признаков ощущения, что тебя надули.

Впрочем, у людей с австралийским изданием есть еще один трек – Cyberspace. Быстрый, с катящимся ритмом. Его так не хватает на стандартной версии альбома, потому что именно здесь группа подстегивает ритм, как в самые лучшие времена. Поищите этот трек на великолепном сборнике редкостей AC/DC Backtracks. Он есть и в двух, и в трехдисковой версиях.

Какая же судьба ожидала этот альбом? Среди моих друзей и знакомых бытовало мнение, что альбом выстрелит, как ракета, а группа штук пять песен будет играть с него на каждом концерте. В реальности же группа играла постоянно только открывашку, а еще три песни чередовались от концерта к концерту. Сам альбом в Штатах, на самом большом рынке, едва дотянул до платины, что по меркам группы считается провалом. Но какое нам дело до продаж в Штатах – это великолепный во всех отношениях альбом. Stiff Upper Lip почти 20 лет не покидает мою машину в качестве одного из идеальных саундтреков для поездок. Потому что это реально потрясающая запись.

Оригинал рецензии http://rock.ru/forum/index.php?topic=93238.0