Данной статьёй хочу коротко пробежаться по проектам, в которых участвовал греческий вокалист Аполло Папатанасио (Apollo Papathanasio)

Но прежде о том, почему и чем хорошо Аполло. А хорош он тем, что он обладает некоей универсальностью голоса, которая позволяет ему хорошо звучат и петь и в металлических проектах, и в роковых. И всё это уже было неоднократно им же доказано на практике. Я даже было одно время взволновался, что после его ухода из Firewind в 2013 году, он с металлической сцены уйдёт вообще. Но после его ухода из Firewind с ним было уже как минимум два полноценных хеви метал релиза, таких как проект малоизвестных музыкантов Arturius и проект We Sell the Dead с участием нынешнего гитариста In Flames — Niclas Engelin. И это только метал проекты, то есть без учёта гостевых участий и альбомов с Spiritual Beggars и сольного альбома. В общем, парень не сгинул и это прекрасно, так как талантливые вокалисты не должны пропадать, а должны нас радовать

Картинки по запросу Faith Taboo "Psychopath"

Faith Taboo «Psychopath» (1997)
Funk/Pop Rock

Если верить зарубежной Википедии, то дебютировал Аполло на альбоме 1997 года некоей шведской группы Faith Taboo «Psychopath», на котором по некоторой информации стучал Ludvig Witt из Spiritual Beggars. Как не прискорбно об этом говорить, но свой творческий путь наш любимый, сладкоголосый Папатанасио начинал с самого отвратнейшим образом распопсового поп рока, часть песен из которого была подвержена влиянию фанка, что сделало её совершенно дурноватой и мутной. Другая же часть альбома явила собой совершенно безыдейный, водянистый и однообразный поп рок без каких-либо опознавательных пристрастий к каким-либо конкретным школам. К чести проекта стоит отнести отличное качество записи и прекрасную технику исполнения. Что ж, даже вот такой вот беззубый поп и рок должен ещё быть хорошо сыгран и записан и как раз вопросов к реализации у меня ни возникло. Как собственно и к Аполло, чей пока что заметно молодой голос уже радует харизмой и узнаваемостью, но в силу примитивного материала не может показать всё, на что способен.

Majestic - Trinity Overture

Majestic — Trinity Overture (2000)

Neoclassic Heavy/Power Metal

Метал карьеру Аполло Папатанасио начинает на втором альбоме шведского неоклассик пауэр метал коллектива Majestic, ведомого в будущем популярнейшим неоклассиком начала 2000-х годов, клавишником Ричардом Андрессоном (ex-Richard Andersson’s Space Odyssey, ex-Time Requiem, ex-Evil Masquerade, ex-Iron Mask, ex-Adagio, ex-Midnight Sun). Альбом «Trinity Overture» вышел в 2001 году даже на CD-Maximum, благодаря чему я и смог его оценить. В уши даже такому молодому металисту как я не могло бросится то, насколько Majestic — это материал, выполненный в соответствии с духом и традициями творчества 80-х годов Ингви Мальмстина. На альбоме были и умопомрачительно-скоростные боевики, и среднетемповые киллеры и всё чем, славится неоклассик метали и по сей день, в т.ч. крутую на виражах технику исполнения и помпезную лайтовую мелодику. С высоты прожитых лет, я сейчас не могу сказать, что альбом неординарен, наоборот — он типичен и стандартен по максимуму, но эта типичность и стандартность — она правильная и благодатная для всех поклонников неоклассики и пауэр метала. Альбом действителен целиком и полностью силён и крепок, хотя я и не сказал бы что он подарил миру какие-то нереальные супер хиты неоклассики как в случае с Мальмстином. В последствии Андрессон трансформировал Majestic в Time Requiem. А этот альбом, собственно как и дебютный альбом Majestic, я советовал бы абсолютно всем поклонникам неоклассик метала.

Time Requiem - The Inner Circle of RealityTime Requiem - Time Requiem

Time Requiem — Time Requiem (2002) и The Inner Circle of Reality (2004)

Neoclassic Progressive Heavy/Power Metal

В 2002 году вышло два альбома, на которых спел Аполло, и это был дебютный альбом Time Requiem и Meduza «Now and Forever». Говоря о альбомах Time Requiem с Аполло, а их было два и ещё один в 2006 году с Гораном Эдманом, после которого группа погрузилась в небытие, стоит сказать, что несмотря на то, что Time Requiem был трансформацией из группы Majestic, в нём больше от прогрессив метал групп Symphony X и Dream Theater, чем от прямолинейного хеви метала Ингви Мальмстина. Нет, конечно, со скоростью у Time Requiem проблем не наблюдалось никогда, но хватало в нём и совершенно прогстерских рванных кусков, клавишного музицирования, совершенно далёкого по мелодичности хеви пауэра, ну и самое главное закрученной и не тривиальной вокальной мелодики ближе к прогу. Хотя вот насчёт вокальной мелодики тут не всё так однозначно, поскольку наравне с вполне с сложными прогстерскими вокальными пассажами хватает и совершенно банальнейшего и практически плагиатового подражания Мальмстину и Symphony X. Выглядит это личное желание гуру коллектива и клавишника Ричарда Анднерссона реализовать свои наклонности в прогрессиве и неоклассике иногда крайне дисгармонично, так как музыка бывает и дичайше навороченна, но с вокальной мелодикой как будто не отсюда. При этом, все альбомы Time Requiem великолепно и записаны, и сыграны, естественно, а уж спеты просто великолепно. Пускай это будет моим личным мнением, но процентов 50 всей привлекательности материала на чести всего лишь одного человека — и это Папатанасио. В прочем, альбомы действительно сильны, правда без впечатляющих хитов, но в такой музыке хиты как раз дело десятое. Порекомендую всем поклонникам неоклассик метала и в данном случае ещё и Symphony X, в особенности Symphony X!

Meduza - Now and ForeverMeduza - Upon the World

Meduza — Now and Forever (2002) и Upon the World (2004)

Neoclassic Heavy/Power Metal

Параллельно с Time Requiem Аполло принимал участие в записи альбомов шведской неоклассик пауэр группы Meduza, ведомой малоизвестными музыкантами, имена которых вряд ли что-то скажут даже среднестатистическому пауэрщику. Группа эта выпустила два альбома не особо похожих друг на друга, которых объединяло участие и вокальная мелодика Аполло Папатанасио. В случае с альбомом Now and Forever (2002) можно говорить о лихом закосе на первые два альбома Ингви Мальмстина, когда качество звука было грязным, грубым и неотёсаным, но и якобы живым и не синтетическим. Увы, это было хорошо в 84, а сейчас звучит как глупый анахронизм. В общем, по звуку на дебюте шведы лохонулись. А вот в плане техники у них всё получилось, хотя и довольно-таки лиховато! Второй альбом Upon the World (2004) продюсировал хоть и снова гитарист Кинга Даймонда и Мерсифул Фейт — Майк Вид, и звук получился по интереснее, но честно говоря СНОВА тоже не ахти. Грубоват и не аккуратен, и для хеви пауэра не достаточно чист, но в целом альбом звучал более менее достойно и не так уже по-бомжатски. В мелодическом плане Upon the World получил преимущество по сравнению с крайне прямолинейным дебютом в лице более современной и «музыкальной» мелодики в духе шведского пауэра начала 2000-х. Некоторые композиции, такие как например тягучий эпик «Can You Tell» и баллада «In Death» можно даже рискнуть назвать хитовыми! Вау! А вообще оба альбома получились мелодически крепкими хотя и ровными, и несмотря на неудачность записи способными понравится поклонникам неоклассики, Мальмстина и шведского пауэра.

Sandalinas - Living on the Edge

Sandalinas — Living on the Edge (2005)

Hard-n-Heavy

В 2005 году Аполло причалил к составу пауэр метал группы Firewind, альбомы с которыми можно считать его наилучшими и наиважными достижениями, и выпустил дебютный альбом с испанской группой Sandalinas, которую Метал Архивы называют как Melodic Progressive Metal, но которая, на мой взгляд, является самым обычным хард-н-хеви коллективом с аранжировками, к прогу отношения не имеющими, но по своей справности могущими некоторых хеви и хард исполнителей всё-таки заткнуть за пояс. Но опять же-таки, не везде и не всегда. В большинстве альбом Living on the Edge (2005) представил собой заправский хард-энд-хеви с периодическими закосами то под хардового Dio, то под пауэрных Helloween. При этом, испанцы действительно молодцы, ибо справились с этими закосами и вообще — гармонично и с достоинством, присущим и мэтрам рок и метал сцены. К сожалению особых хитов они нам не подарили, хотя материал оказался в целом приятным, душевным и мелодическим сильным. Я бы настоятельно рекомендовал этот альбом к ознакомлению поклонникам в первую очередь Аполло, а потом и хард рока вообще.

Spiritual Beggars - Return to ZeroSpiritual Beggars - Earth BluesSpiritual Beggars - Sunrise to Sundown

Spiritual Beggars — Return to Zero (2010), Earth Blues (2013) и Sunrise to Sundown (2016)

Hard Rock

В 2010 году слышать пауэр вокалиста в стоунер рок проекте Spiritual Beggars от музыкантов Arch Enemy — гитариста Майкла Эмотта и басиста Чарли Д`Анжело было прежде всего интересно и необычно, в другую очередь альбом Return to Zero (2010) был скорее мощным раздолбайским хард роком, подозрительно напоминающим Sandalinas с Папатанасио. К сожалению, в итоге итогов, пластинка как-то прошла мимо и с неё я до сих пор могу выделить только открывающий боевик «Lost in Yesterday» в духе того же Sandalinas. Как не прискорбно, но следующий релиз Spiritual Beggars с Аполло Earth Blues (2013), который уже не напоминает Sandalinas, оказался творением весьма облегчённым, размытым и водянистым, ибо процентов на 90 состоящим из настоящего психоделичного стоунер рока, местами с элементами классик рока. Вот так вот неоднозначно зарекомендовал себя Spiritual Beggars с Аполло после весьма-таки мощного предшественника «Demons» 2005 года. Однако, в 2016 шведы совершили настоящий прорыв, ибо выпущенный ими альбом «Sunrise to Sundown» явил миру сильнейший материал, включающий самые разнообразные формы рока — и классик рок, и хард рок, и стоунер рок. На «Sunrise to Sundown» группа вернулась если не к металлическому, то к более тяжёлому звучанию диска Return to Zero (2010) и вместо расплывчатых мутных мелодий представила серию из действительно чётких опусов на пересечении Deep Purple, Whitesnake и даже старенького олдового хеви метала типа Saxon/Judas Priest. В общем, с диском Sunrise to Sundown (2016) я бы рекомендовал познакомится всем и вся, с остальными же двумя — по личному усмотрению. В принципе, работы все очень качественно и сыгранные, и записанные, ведь музыканты в этом проекте все уже с мировыми именами.

Arturius - Arturius

Arturius — Arturius (2017)

Heavy Metal

В 2017 году вышел дебютный одноимённый альбом некоей шведской банды Arturius с Аполло на борту. Ну, честно говоря, не знаю какими уж благами цивилизации эти парняги смогли привлечь к этому гиблому делу целого Папатанасио. Ведь альбом и записан, и сыгран оказался крайне сыро, не качественно и прямо-таки скажем на уровне демо записи. Мелодии конечно есть, и вполне неплохие мелодии, но материал явно гаражного уровня и не спасает его ни присутствие Аполло, ни барышни на нескольких композициях. Сложно сказать что вдохновляло этих шведов на сочинение — что-то в них от заразительного Firewind, но особого настроения я не заметил. В общем, вряд ли этот проект привлечёт массы, даже я его нашёл исключительно в целях углёблённого изучения творчества грека.

We Sell the Dead - Heaven Doesn't Want You and Hell Is Full

We Sell the Dead «Heaven Doesn’t Want You and Hell Is Full» (2018)

Heavy Metal / Traditional Doom Metal

Как быстро то время летит, ребят! Я думал, что это проект 2019 года, а вот оно как оказывается….А между тем, We Sell the Dead сейчас главный метал проект Аполло Папатанасио! И в проекте этом участвует не много, не мало, а гитарист Niclas Engelin, известный как гитарист последних трёх альбомов In Flames и бывший гитарист мелодик детстеров Gardenian! Вау! Вы знаете, наличие этого гитареро реально чувствуется в сочных, мелодичных и атмосферных гитарных партиях. Иногда партии напоминают и Флеймсов, и классический хеви, и традиционный дум. Да, в целом, на этом альбоме братки смиксовали эдакий коктейль из инструментальных техник Black Sabbath и Judas Priest с мелодической стороны подкрепив материал современным мелодизмом Candlemass и Firewind. Есть песни совершенно думовые, с мрачным, хмурым и угнетённым настроем, а есть и вполне себе бодрый хеви аля Firewind. Альбом вообще разнообразный. Действительно интересное и свежее сочетание стилей и идей. Особенно нравится как сочно диск записан и как он атмосферно подаётся. Такой глубокой атмосферы не хватает и Виндам, и Воспламенённым, в то же время We Sell the Dead в полной мере обладают хуковостью Винд и свежесть Флеймс. Если углубится в «Heaven Doesn’t Want You and Hell Is Full», то можно обнаружить по чуть-чуть из всего творчества Аполло, но без излишних перегибов. Чего не хватает альбому, так это громких хитов, которые вознесли бы We Sell the Dead как минимум до высот бывшей группы грека Firewind. А так, We Sell the Dead остаётся лакомым кусочком для всех поклонников Папатанасио и любителей не стандартных хеви метал альбомов да и только!..

Картинки по запросу Apollo — Waterdevils (2016)

Apollo — Waterdevils (2016)

Греческий вокалист Аполло Папатанасио в пауэр метале официально уже почти 18 лет. Первой полноформатной работой его был хардовый альбом 1996 года от Faith Taboo «Psychopath», а первый пауэр металлический — релиз шведских неоклассик пауэрщиков Majestic «Trinity Overture» 2000 года выпуска, далее последовали работы тоже в неоклассик пауэре с Meduza и Time Requiem, участие в прогрессив пауэрном Evil Masquerade, небольшой привал с хардовым Sandalinas, стоунер роковые творения с Spiritual Beggars и, пожалуй, самая яркая и эффектная коллоборация с Firewind, с которыми Аполло через 7 лет совместной работы и 4 полноформатных отличных альбома расстался. Таким образом Папатанасио оставил ощутимо заметный след как в различных подстилях пауэра и так и в тяжёлом роке вообще. Не много было у Аполло шедевров, но как вокалист он всегда был классным и идеально справляющимся со своими обязанностями музыкантом, обладателем впечатляюще сильного, узнаваемого и оригинального войса. И я вполне согласен с его позицией выпустить сольное творение — таки время пришло!

Как сказал Папатанасио «я хочу сделать свой вклад в то, чтобы классик рок оставался живым» и это вполне соответствует действительности. Обложка альбома «Waterdevils» как и само название намекало на что-то туманное и атмосферное, однако, всех тех, кто ждал от грека стоунера или пауэр метала — я могу разочаровать. Как бы не так! Аполло выпустил альбом в стиле обычного мощного и традиционного хард рока. Мелодика «Waterdevils» много чем напоминает Firewind, а некоторые песни получив тяжёлое инструментальное сопровождение могли бы и идеально вписаться на какой-то их альбом! Но вот они его, к сожалению, не получили и, вообще, не получили какого-либо выдающегося инструментального содержания. В этом плане ощущается недостаток профессиональной руки какого-то толкового гитариста. Но, учитывая, что это сольник всё-таки именно вокалиста, то и самое главное тут, конечно же, вокальные партии и мелодии, которые как раз в большинстве заводные, энергичные и яркие. На счёт вокала, естественно, тоже можно не волноваться, так как Аполло как всегда оригинален, харизматичен и эмоционален. Даже ровный материал на пластинке звучит с его вокалом приятственно и слушабельно.

«Waterdevils», в целом, получился качественным образчиком хард рока, который непременно вызовет тёплые эмоции у поклонников вокала Папатанасио и как самостоятельное творение заинтересует поклонников хард рока. У Аполло действительно было что сказать и местами всё получилось просто великолепно. Хотя, я и ожидал от этого прекрасного вокалиста куда более мощного и тяжёлого материала, но и так работа, в принципе, неплохая!