Deep Purple - Shades of Deep Purple
Страна: Великобритания
Лейбл: Parlophone
Стиль: Classic/Progressive/Psychedelic Rock
Автор рецензии: Евгения Маценко

Deep Purple…Британская группа, основанная в 1968 году пианистом Джоном Лордом и гитаристом Ричи Блэкмором, к которым позже присоединились Род Эванс (вокал), Ник Симпер (бас) и ударник Иэн Пэйс…

Итак, в далеком 1968 году эти молодые люди выпускают свой дебютный альбом «Shades Of Deep Purple». Однако, ничего общего с тем, что мы все знаем и слушали позже, на нём конечно же нет. Ни тебе «Burn`a», ни «Smoke On The Water». Нет на нём и классического харда, родоначальниками коего их многие считают. Скорее поиски своего стиля. Но то, что в команде собрались хорошие музыканты — слышно сразу, даже прекрасный вокал Рода Эванса не доминирует в песнях. И это инструментал, импровизация и вся работа в целом, как бы заявляющая: «Слушайте как мы умеем!»…

Альбом слушается на одном дыхании. Слышно всех. И четкую ритм-секцию Пэйса-Симпера, и довольно спокойную, уверенную и местами тягучую гитару Блэкмора. И Лорда. Вот его больше всех. Он открывает и закрывает этот альбом, не ограничиваясь лишь клавишными соло. Его клавиши это скорее ведущие партии, перекликающиеся с лид-гитарой. В целом, их музыку можно отнести к стилям прогрессив и психоделик рока. Сами же музыканты признавались, что во многом на них повлиял известный на то время коллектив Vanilla Fudge.

Альбом состоит из 8 трэков, половина из которых каверы. Из собственного материала Пёрпл стоило бы особенно выделить песню «Mandrake Root», вступление которой будет перекликаться с их будущим синглом 1971 года «Strange Kind Of Woman». Но это будет потом, а сейчас — это веселая ритмичная песня, с импровизацией в партиях клавиш, гитаре и забойном соло Пэйса. Любителям прога также придется по душе инструментал «And the Address», который открывает альбом. Если же говорить о каверах, то два из них мало чем отличаются от раскрученных на то время оригинальных версий, разве что наличием в них клавиш. Это «Hey Joe» Джимми Хендрикса и «I”m So Glad» от The Cream. Например, в случае с «Hey Joe» Purple отличились интро, в котором Лорд сделал вступление из музыки испанского композитора Мануэля де Фалла. На кавере песни «Help» от бешено популярных тогда Битлз…темно лиловые пошли от обратного, и из веселой песенки создали комплексную балладу с лирическими отступлениями, тягучей гитарой и драматичным вокалом Эванса. Кстати, как на «Help», так и на всём альбоме, Deep Purple вовсю экспериментировали с психоделик и прог роком, ставя акцент на инструментальные партии песен, в которых клавиши как бы перекликаются с лид-гитарой.

Увы, все эти вещи так и не стали популярными в исполнении Пёрпл, чего не скажешь о номере «Hush», написанном Джо Саутом. Он у них, как говориться, выстрелил. Если в оригинале мы слышим почти 4 минуты один и тот же гитарный рифф с небольшой импровизацией в конце, то у нашей пятерки всё наоборот — с первых же аккордов вступает Пэйс, Лорд и Блэкмор. И понеслось: четкий ритм, скрипучий звук ведущей гитары, ускоренный темп, даже вокал более четкий, отрывистый, соло клавиш…В общем, всё как они любят и умеют. Ребята дали этой песне совсем другое роковое звучание, подарив ей тот оригинальный драйв, который вскоре и покорил сердца многих будущих поклонников Пёрпл. Именно в их исполнении «Hush» и стала наиболее известной. Позже они сделали ее даже более жёсткой. Более того, ее и сейчас можно услышать на концертах группы.

Подводя итог, можно сказать, что дебют в целом хорош. Музыканты попробовали себя в прогрессиве и каждый из них показал, на что способен и что не боится экспериментировать. Удивительно, но факт — есть фаны Deep Purple, которые до сих пор не ознакомились с этим альбомом, что я им всем желаю осуществить уже в ближайшее время.