Nightwish - Angels Fall First

Nightwish — Angels Fall Firs (1997)

Всё выдающиеся и именитые группы всегда с чего-то начинали. Исключением не стал и знаменитый финский коллектив, творчество которого стало вратами для многих (в том числе и для меня) в мир тяжёлой музыки.

В далёком 1997 году, когда Hammerfall и Rhapsody только начинали свой творческий путь, а коллеги по финской сцене Stratovarius выводили в свет сильнейший «Visions» , на лейбле Spinefarm Records, вышла в свет дебютная работа, тогда ещё не очень известных финов Nightwish. Однако, несмотря на то, что группа лишь начинала свой путь в мир метала, на пластинке уже чувствовался творческий заряд и неукротимое желание играть Музыку с большой буквы. Но так получилось, что «Angels Fall Firs» немного отличается от всего последующего творчества группы по некоторым аспектам.

На «Angels Fall First» группа решила больше сделать ставку на среднетемповые композиции и баллады, чем на боевики. Но и об последних найты тоже не забыли, подарив нам такие две вещи как зверски драйвовые скоростные киллеры «Elvenpath» и «Know Why The Nightingale Sings» , являющееся как бы прелюдией к тому убойному пауэру, что будет исполнен на последующих работах. Но боевики боевиками, а делать прекрасные и проникновенные баллады Nightwish удавалось уже в начале своей карьеры. Взять вот например такие темы как «Angels Fall First» и «Lappi (Lapland)», исполненные великолепным сопрано ещё тогда молодой Тарьи, вкупе с акустическими проигрышами, не оставляющие никого равнодушным.

Далее, это единственный альбом группы, где можно услышать и оценить вокальные способности лидера группы Туомаса Холопайнена. Как по мне, он довольно неплохо справился со своей задачей, его дуэт с Тарьей, на манер диалога между красавицей и чудовищем, в композиции «Beauty And The Beast» смотрится весьма эффектно и оригинально.

Подводя итог, замечу, что у Nightwish получился сильный дебютник, ставший крепкой основой для их стремительного броска в будущем, началом которого послужил их второй диск «Oceanborn».

Nightwish - Oceanborn

Nightwish — Oceanborn (1998)

Финны Nightwish удачно стартанули в 1997 году многообещающим дебютником «Angels Fall First». И буквально через год после его выхода, найты выпускают свою вторую работу «Oceanborn».

И вот тут-то самое интересное у группы и началось. Если дебют был диском, где явно преобладали среднетемповые вещи и баллады, то на «Oceanborn» все стало совсем по другому. Сразу бросается в глаза то, что Nightwish явно сохраняет стиль дебюта, но идут дальше, хорошо используя его лучшие наработки. Они оставляют в стороне некую меланхоличность дебюта и заметно прибавляют в скоросте и напоре, которых у них не было раньше. И при чем это идёт им явно на пользу, ведь попросту невозможно пройти мимо таких скоростных тем как «Stargazers», «Sacrament Of Wilderness» и «The Riddler». По сравнению с дебютом, заметно улучшилось и качество записи, звук стал гораздо мощнее и проработаней. Виден заметный прогресс и в вокале Тарьи, ее партии стали гораздо ярче, глубже и разнообразней. Плюсом ко всей этой красоте добавляется гостевое участие Tapio Wilska (ex-Finntroll), грамотно дополнивщим своим экстрим-вокалом такие возвышенные темы как «The Pharaoh Sails to Orion» и «Devil & the Deep Dark Ocean». Но и это ещё не всё. Nightwish не чурается использования различных фолк-элементов, особенно сильно выраженных в заводном инструментале «Moondance».

Успех «Oceanborn» был просто ошеломляющим, он попал на пятое место в официальном чарте альбомов в Финляндии и достиг платинового статуса. Можно сказать, что именно на этом альбоме и зародился узнаваемый стиль группы, которого они безусловно придерживались в будущем. «Oceanborn» это титанический пласт, одназначно рекомендованный всем любителям тяжёлой музыки.

Nightwish - Wishmaster

Nightwish — Wishmaster (2000)

Как ни странно, но после выпуска такого сильнейшего альбома как «Oceanborn», финны Nightwish не собирались останавливаться на достигнутом и через пару лет выдвигают свою следующую работу «Wishmaster».

Нельзя сказать, что на этом диске произошли какие-то большие изменения в стиле музыки, как это получилось на «Oceanborn»,но здесь такого и не требовалось. Неожиданно, но найты пошли по простому пути и решили продолжать линию прошлого творения, однако снова заметно прибавив в возвышенности и динамичности. Именно на «Wishmaster» последнее начинает своего апогея, особенно это заметно в таких напористых темах как «Crownless», «The Kinslayer» и одноименный «Wishmaster». При чем последняя из них, не побоюсь этого слова, самый настоящий шедевр, где Nightwish удалось совместить эпичность вкупе с фирменным мелодизмом . Начинают появляться у группы и первые эпики, как например более балладный «Dead Boy’s Poem» или стремительный и броский «FantasMic». Все это было только начало и позднее у Nightwish будут не менее сильные эпики, но было бы неплохо знать, где это дало старт. Выполнены на высшем уровне и клавишные партии Туомаса, и проникновенный вокал Тарьи. Но разве кто-то ждал от них другого результата?

Успех «Wishmaster» был просто колоссальным. Пластинке удалось удерживать первое место в официальном чарте альбомов в Финляндии в течении трёх недель и получить статус «Золотого диска». И все эти награды были явно не просто так, диск буквально поражал напором и пестрил хитами. Безусловно классика симфо-пауэра и для меня лучшая работа коллектива.

Nightwish - Over the Hills and Far Away

Nightwish — Over The Hills And Far Away (2001)

Если говорить о творчестве финских симфо-металеров Nightwish, то безусловно нельзя обойти стороной их мини- альбом 2001 года «Over The Hills And Far Away». Почему нельзя? Да поскольку эта работа содержит весьма неплохие вещи, которые явно заинтересуют фанатов группы. Это и одноименная заводная «Over The Hills And Far Away», являющаяся кавером композиции североирландского гитариста и певца Гэри Мура, и мягкая баллада «Away», и перезаписаная «Astral Romance» с дебюта, звучащая теперь намного мощнее. Но основной сок здесь в зверской «10th Man Down», записанной с участием Tapio Wilska (ex-Finntroll) и неожиданно выполненной в духе темы «The Pharaoh Sails To Orion» с «Oceanborn».

«Over The Hills And Far Away» скорее можно назвать пластинкой рассчитанной больше на фанатов группы, чем на рядовых слушателей. Но всё-таки представленные на ней вещи довольно интересны и я бы не советовал никому ее пропускать.

Nightwish - Century Child

Nightwish — Century Child (2002)

В 2002 году после выпуска мощнейших релизов «Oceanborn» и «Wishmaster», благодаря которым финны Nightwish получили всеобщее признание во всём мире, перед ними возникла довольно непростая задача. Финской команде было необходимо не ударить в грязь лицом и выпустить альбом, который не должен будет уступать их предыдущем шедеврам, чтобы сохранить уже застолбленные ими позиции.

В целом это им удалось, вышедший в мае 2002 года «Century Child» не стал чем-то кардинально новым, на нём группа всего лишь преподнесла всё самое лучшее, что было на предыдущих их пластинках, пускай и с небольшим обновлением. Этим обновлением стал новый бас-гитарист Marco Hietala (Ex-Sinergy, Tarot), заменившего покинувшего команду Sami Vanska. Помимо роли бас-гитариста Марко было отведено место в группе и в качестве вокалиста. Как мне кажется, вокал Марко нисколько не испортил музыку найтов, наоборот появление такого высокого вокала лишь разнообразило её, грамотно дополнив. В остальном альбом получился в фирменном стиле Nightwish, где им удалось показать ряд ярких номеров. Нужны динамичные темы? Вот вам пожалуйста стремительные «End of All Hope» и «Dead To The World», нисколько не хуже боевиков с прошлых работ команды. Интересуют эпики? В вашем распоряжении такая могучая вещь как «Beauty Of The Beast», не уступающая ничем «FantasMic» c «Wishmaster». Заслуживает внимания и такая любопытная композиция как «The Phantom Of The Opera», являющаяся кавер-версией из мюзикла Эндрю Уэберра «Призрак Оперы».

Nightwish - Once

Nightwish — Once (2004)

На «Century Child» Nightwish удалось сохранить занятые им позиции на арене симфо-пауэра и выдать материал, стоящий на уровне с их прошлыми творениями. В целом это достойный альбом, заслуживающий внимания всех фанатов группы и симфо-пауэра в целом.

Начиная с альбома «Once», финны Nightwish вступают в эру симфо- метала и оставляют в стороне симфо-пауэр, имевший место на тетралогии «Angels Fall First»- «Oceanborn»- «Wishmaster» -«Century Child». Все это собственно предопределило вектор дальнейшего развития творчества команды, к симфо-пауэру ранних работ найты больше не вернутся. Но как ни странно, несмотря на небольшое изменения стиля, команда сумела удержаться на плаву и сдавать занятые позиции явно не собиралась.

К записи нового диска «Once» был привлечен Лондонский филармонический оркестр, участие которого заметно добавило помпезности в музыку группы. Также в прифолковой балладной композиции «Creek Mary’s Blood», отметился индеец племени Лакота Джон Ту-Хуокс, исполнивший свои вокальные партии на родном языке и сыгравший на флейте. Кроме того на «Once» есть и мягкая баллада «Nemo», и полутенцевая драйвовая «Wish I Had An Angel», и зверский киллер «Planet Hell». Не забывают найты и про эпики, представленный на альбоме пышный и возвышенный эпос «Ghost Love Score» можно спокойно относить в разряд лучших эпиков группы. Для тех кто все ещё скучает по прошлому творчеству финнов, Nightwish приготовил такую скоростную вещицу как «Dark Chest Of Wonders», где все же ещё слышаться симфо- пауэр.

«Once» от Nightwish это качественный и хитовый материал, пускай и немного в обновлённом аспекте. И пускай это последний альбом группы с вокалисткой Тарьей Турунен, что конечно немного грустно. Но не стоит отчаиваться, дальше группу ждут новые высоты, которые они с успехом будут занимать.

Nightwish - Dark Passion Play

Nightwish — Dark Passion Play (2007)

«Dark Passion Play» — шестой опус симфо-металеров Nightwish, выпущенный в 2007 году и первый, записанный с новой вокалисткой Анетт Ользон. Насколько помню, данный релиз хлебнул в своё время огромное количество комментов в стиле «раньше было лучше», с которыми можно не согласится. Да, стоит признать, что альбомы, записанные с Тарьей, будут лучшими в дискографии финнов (особенно шедевральные «Oceanborn» и «Wishmaster») и возможно воспринимать группу с новым вокалом для кто-то становится нелегко. Но так ли плоха Анетт? Да, она не Тарья, но она и не косит под неё, у неё свой красивый и насыщенный вокал, довольно удачно вписавщийся в музыку команды. Ну и, во-вторых, не стоит забывать о том, что Nighwish никогда не заканчивался на вокалистках, остальные участники группы тоже внесли объёмный вклад в запись данной пластинки.

По звучанию «Dark Passion Play» продолжил курс, взятый найтами на «Once». Но отличии от «Once», где все ещё проскальзывали отголоски пауэра, «Dark Passion Play» лишён их напрочь. Он полностью уходит в дебри симфо-метала и от пауэра здесь ничего нет. Зато есть приличное количество оркестровок, делающих музыку возвышенный и эпичней. Особенно это заметно в открывающем масштабном эпике «The Poet and the Pendulum», очень сильная вещь, достойная встать на одно место с такими признанными шедеврами группы как «FantasMic» с «Wishmaster» и «Ghost Love Score» с «Once». Не чурается альбом и преподнесением фолк-элементов, довольно удачно себя зарекомендовавших в нужных местах. Это балладный «The Islander» и задорный инструментал «Last of the Wild», выполненый в духе «Moondance» с «Oceanborn». Кроме того хороши забойный боевик «Bye Bye Beautiful», чисто найтовский хит «Amaranth» и неожиданно агрессивная «Master Passion Greed», полностью отведеная под вокал Марко. Ну и конечно же плотный и фирменный звук, великолепные клавишные пассажи Туомаса, все это конечно же в комплекте.

«Dark Passion Play» в целом оставляет впечатление довольно неплохого диска, пускай и записанной с новой фронтвумен и в полностью симфо- метальном ключе. Однако для Nightwish это была лишь проба пера с новой вокалисткой, дальше у них все пошло гораздо лучше.

Nightwish - Imaginaerum

Nightwish — Imaginaerum (2011)

В конце 2011 года, после традиционного для финнов Nightwish 4-летнего перерыва, в свет выходит их новая пластинка под названием «Imaginaerum». Итак, удалось ли в этот раз найтам доказать своё лидерство на арене мирового Symphonic metal’а? Смогла ли Анюта доказать, что она тоже может быть достойной исполнительницой в финском коллективе?

И вот в этот раз однозначно, да. Несмотря на то что прошлая их работа «Dark Passion Play» была неплоха, но получилась довольно спорной и была скорее пробой пера для группы с новой вокалисткой. А вот «Imaginaerum» вышел совершенно другим. Для начала заметно подтянулась в вокале Анетт, ее партии стали заметно мягче и разнообразней. Как неоднократно говорил Туомас, что когда он писал музыку к «Dark Passion Play», он ещё не знал, какая вокалистка будет его исполнять. А вот «Imaginaerum» получился полностью стилизован под вокал Аннет, что собственно чувствуются сразу и она безусловно здесь на высоте. И если кто-то до сих пор сомневается в разнообразии ее партий, то можно привести в пример балладу «Slow, Love, Slow», где она поет мягко и нежно или мрачную «Scaretale», где наоборот ее партии приобретают колкий и жаляющий оттенок.

«Imaginaerum» это также концептуальная работа, рассказывающая историю старого композитора в его последние минуты жизни. В своих снах он путешествует в далёкое прошлое – в детство, где к нему возвращаются его старые мечты, переплетаясь с юношеским миром грез и музыки. Кроме того по мотивам альбома в 2012 вышел одноименный фильм, в котором снялись все участники группы. Хотя вот этот концепт во второй половине внушительного эпика «Song Of Myself», полностью отведененный под разговоры из лирики альбома, смотрится не совсем к месту и мешает назвать эту поистине мощнейшую тему лучшим эпиком команды. Но что есть то есть. Во остальном
«Imaginaerum» выполнен в фирменном стиле найтов, где хватает и хитов типа помпезных «Storytime», «Last Ride Of The Day», «Ghost River», так и просто всех остальных песен, которые так же сильны и притягательны.

Очень хороший альбом у Nightwish получился в этот раз, где все участники группы выложились буквально на сто процентов. Думаю что не особо ошибусь и назову, «Imaginaerum» как лучший диск из всех поздних творений команды. Это интересная во всех аспектах работа, которую не стоит пропускать фанатам финнов. Жаль, конечно, что после него творчество найтов двинулось немного в другую сторону. Но об этом в другой раз.

Nightwish - Endless Forms Most Beautiful

Nightwish — Endless Forms Most Beautiful (2015)

В 2012 году финнов Nightwish покидает вокалистка Аннет Ользон, после пятилетней плодотворной работы с группой. Не скажу, что был сильно обрадован этим событием, ведь на мой взгляд Аннет довольно неплохо вписалась в команду, да и последний альбом с ней «Imaginaerum» был отличной работой, где она хорошо себя показала. В связи с этим у меня начали возникать достаточно серьёзные опасения по поводу того, кто же придёт на её место. Однако все сомнения очень быстро рассеялись, когда найты объявили, что новой фронтвумен стала нидерландская певица Флор Янсен (After Forever, ReVamp, Star One). Ведь Флор вокалистка достаточно высокого уровня, успевшая прекрасно себя зарекомендовать работой во многих коллективах. Первые два сингла «Shudder Before The Beautiful» и «Élan» также оставили положительное впечатление, не шедевры конечно, но достаточно сильные композиции, в фирменном стиле найтов. Всё вышеизложенное подавало надежды, что новый релиз будет интересной пластинкой, нисколько не хуже предыдущих творений.

И вот тут получился пролет, ведь преподнесеный на «Endless Forms Most Beautiful» материал оказался выполнен в не совсем том ключе, которого можно ждать от Nughtwish. Что конкретно не понравилось. Во-первых, звук диска. Какой-то он в этот раз получился очень мягким, абсолютно не тяжелым, а в некоторых моментах начинал напоминать симфо-рок. Вообще, откровенно говоря, у Nighwish никогда не было проблем со звуком, все их альбомы всегда отличались плотным саундом. А тут вроде не такая уж сильная проблема со звуком, но в глаза бросается сразу, слишком уж он лёгкий. Далее, сама мелодическая сторона диска, где тоже не всё гладко, особенно в рамках второй половины релиза. Несмотря на это начинается альбом очень хорошо, начало диска содержит такие сильные вещи как: открывашку «Shudder Before The Beautiful», забойный боевик «Weak Fantasy», мягкую балладу «Élan» и «Yours Is An Empty Hope»- ещё один хит работы, где очень удачно показал себя Марко. Во второй половине альбома заявляет о себе вторая, но уже более явная проблема — однообразность материала. После достойной первой половины, релиз больше не преподносит никаких запоминающихся вещей, всё очень монотонно и серо. Ещё более менее смотрится боевик «Alpenglow», выделяющийся ярким припевом, но это ситуацию не сильно выравнивает. Ну и Флор, которая всегда радовала мощным и харизматичным вокалом, попросту задвигают на второй план и абсолютно не дают ей раскрыться. Не сильно спасает ситуацию и финальный эпик «The Greatest Show On Earth», с одной стороны имеющий ряд достойных моментов, но с другой из-за растянутости, они попросту теряются.

В общем что-то на «Endless Forms Most Beautiful» у Nightwish пошло не так, непонятно только почему. В итоге, у финов получился крайне несбалансированный альбом, с рядом интересных вещей в начале, но с слабым продюсированием и монотонности материала в рамках второй половины пластинки. Не провал конечно, но и богатым на разнообразные идеи и ходы диск не назовешь. Ну и хотелось бы, чтобы следующий альбом найтов был не таким. Ну а пока для меня на данный момент, «Endless Forms Most Beautiful» остаётся самым слабым альбомом в дискографии Nightwish.

P.S. А вот обложка от Токсик Энджела (Toxic Angel), также оформившего две предыдущие работы, очень хороша!