Psychotic Waltz - A Social Grace

Psychotic Waltz — A Social Grace (1990)
Лейбл: Rising Sun Productions
Стиль: Progressive Metal/Progressive Technical Thrash Metal

Американская прогрессив метал группа Psychotic Waltz была образована в 1985 году вокалистом Бадди Лаки а.к.а. Дэвон Грейвс, гитаристами Брайаном Макальпином и Дэном Роком, басистом Уорд Эвансом и ударником Нормом Ледджио, и изначально носила имя Aslan. В 86 Аслановцы выпускают первое демо, песни с которого в будущем попадут на дебют Вальса, и в этом же году переименовываются собственно на Psychotic Waltz. Следующее демо им удаётся выпустить лишь в 1988, ну и полноформатный альбом следует в 1990.

Мда. Очень напоминает ситуацию с Dream Theater, которые также существуют с 85, но только в 89 стартуют полноценным альбомом. Но если у ДТ получилось рвануть со всей силы пускай даже в 89, то Вальс, который по сути также является пионером прог метала, в 90м уже жёстко опаздывает со своим уникальным новым стилем прогрессив метал, и уже ряд более удачливых групп выстреливают рядом альбомов, ставших классическими и стилеобразовывающими для будущего поколения. Ну например в 89 Театр дебютирует эталоном олдскульного классического мелодичного прога, Fates Warning еще в 86 выдадут прог хеви, а в 88 прог трешевый «No Exit», Queesryche до 90 года выпустит серию золотого наследия американского прог хеви и прога, Watchtower в 85 и 89, Sieges Even и Coroner в 88 заложат основы прог техно треша. Поезд Вальса уйдёт как минимум 2 года назад. Это если говорить о коммерческом успехе, ведь актуальность такая музыка не потеряет никогда.

Дебютный альбом Вальса представит собой идеально записанную, впечатляющую мешанину из разнообразных стилей, гармонично переплетённую между собой и выливающуюся одна в другую. Так, например альбом стартует с двух суровых прог техно треш номеров, чудовищно техничных и с отмороженным в хорошем прогстерском смысле мелодизмом. Эти два номера эффектно сменяются настоящим, ярчайшим в мелодическом плане хитом классического прог метала Another Prophet Song. Кстати все песни альбома основываются уже не на классическом хеви метале, а на метале в принципе. Снова вжарив техно трешем In This Place американцы неожиданно выдают арт рок номер с флейтой I Remember, в котором Бади Лаки споёт один в один под вокалиста Яна Андерсона мелодии один в один под Jethro Tull !!! Вообще, его вокал не самое сильное место на пластинке — уж очень он тонкий и сиплый, но в балладных моментах, в которых он закашивает под Андерсена, он просто жуть как красив и зычен! В общем, это очень красивейшая и атмосфернейшая баллада, совершенно не характерная для этого альбома, но настолько прекрасная, что она просто не сможет быть на нём лишней! И это второй явный хит альбома после Another Prophet Song. Далее последует также классический прог метал вперемешку с трешевыми гитарами и гармониями, очень техничный и навороченный, чистый как слеза и свежий как горная вода….

A Social Grace впечатляющий альбом, истинно металлический и прогрессивный, в котором нет и намёка на коммерцию или попсовость. Это материал, созданный на основе демо записей группы 85 и 88 годов. Времени когда был самый сок прогрессив метала, истоки и начало этого стиля. Время когда музыканты творили новаторское искусство, шедшее из самих их душ. Искусство, которое было настоящим, а не показушным, и искусство изначальное, а не вторичное. Ну и в принципе, A Social Grace это мелодически сильный альбом, пускай и не на каждый день и не чтобы напевать его в душе (хотя I Remember можно и напеть). Однозначно краеугольная работа жанра, пускай вышедшая формально в 90м, но фактически родом из средины 80х, и рекомендуемая всем любителям прога для понимания того, откуда и как всё зародилось, и вообще просто как отдельно взятый перфектный образец стиля.

Psychotic Waltz - Into the EverflowPsychotic Waltz - Into the Everflow

Psychotic Waltz — Into the Everflow (1992)
Лейбл: Metal Blade Records
Стиль: Progressive Metal

Второй альбом калифорнийских ветеранов прогрессив метала Psychotic Waltz «Into the Everflow» с одной стороны вроде как и продолжение дебюта, особенно в том плане, что это вторая и последняя настолько технически сложная работа коллектива, а с другой стороны — робкий взгляд в будущее творчество двух следующих альбомов.

Второго A Social Grace у группы не вышло. То была дикая и необузданная смесь из прога, треша и арт рока, с ощущением того, что ты переместился в 80ые. Но расстраиваться из-за того, что Into the Everflow не такой же, не стоит, или стоит, но лишь ярым фанатам олдскула, но никак не фанатам самой группы. Конечно на альбоме нет уже того былого угара и сырой энергетики, что была на дебюте, и всё более плавно, размеренее и спокойнее, но и всё еще очень высокотехнично и мелодически сложно для восприятия. И это очень классно, потому что фирменная Вальсовская мелодика на месте, но на этот раз она подаётся в более доступном и современном виде плюс теперь к сухому техницизму мы получаем новую сторону в творчестве группы — психоделическо-атмосферному. И без тени сомнений можно сказать, что и в таком амплуа группа чрезвычайно хороша. Вообще, диск реально удался и все песни на нём очень сильные, а боевик Out of Mind и арт роковую балладу Hanging on a String можно назвать даже настоящими хитами в творчестве Вальса. И даже гнусавоватый вокал Бадди Лаки звучит на фоне сильного материала вполне себе приятным и самобытным.

Так уж сложилось, что наиболее прогрессивным альбомами Вальса остаются и по сей день именно первые два их альбома. При чем, оба они по своему хороши и обьединяет их в большинстве мелодика, тогда как реализационная сторона несколько отличается. И все же при этом «Into the Everflow» можно считать уже проверенной классикой прог метала, а его атмо-психодельные особенности придают пластинке лишь особого привкуса и стиля.

Psychotic Waltz - MosquitoPsychotic Waltz - Mosquito

Psychotic Waltz — Mosquito (1994)
Лейбл: Rising Sun Productions
Стиль: Alternative Metal

Говорят Москито многие поклонники американской прог метал команды Psychotic Waltz не оценили, но альбом провальным всё же не стал. Подозреваю, что лишь чисто по иннерции после двух подряд сильнейших предыдущих альбомов. По сути на Моските калифорнийцы выдали психоделичный альтернатив метал, лишённый прогрессивных элементов, но всё еще с фирменной мелодикой Вальса. А если быть точным, то с крохами его мелодичности, ибо пол альбома можно просто выкинуть на свалку в силу его полнейшей безыдейности и серости. Представьте себе эдакий Korn с гнусавым вокалом Бадди Лаки, эмоционально сухой и бедный, но зато мутный и тошнотворный мелодически. На мой взгляд это и был настоящий провал для группы. Удачные песни с этого альбома можно было безпалевно разбросать по другим дискам, но как одна общность они звучат как крайне посредственная и не далёкая альтернатива.

Psychotic Waltz - Bleeding

Psychotic Waltz — Bleeding (1996)
Лейбл: Bullet Proof Records
Стиль: Progressive/Alternative Heavy Metal

Американцы Psychotic Waltz удивительная команда, просуществовавшая с 1985 по 1997 год, но выпустившая всего лишь 4 альбома, 2 из которых можно было бы назвать даже одними из лучших в прогрессив метале!!!… Это ли не странно?! Но куда более странней то, что на третьем альбоме группа неожиданно заиграла альтернативу, на следующем творении, «Bleeding», попытавшись эту спорную ситуацию выровнять, выдав материал куда как более удобоваримый как для своих старых, так и для новых поклонников. И…

На мой взгляд, на Кровоточении американцы наконец-то таки нашли свою идеальную формулу, мастерски соединив хеви, прогрессив и альтернатив метал, оставшись при этом всё еще очень атмосферно-психоделичными. Прогрессив конечно не во главе, но местами всё же радует техническими изысками, рваными ритмами и в целом более усложнившимся уровнем вокальной мелодики. Вот мелодика — это явно самая сильная сторона этой пластинки, благодаря которой группе можно даже простить её техническое упрощение. Всё же мелодически пластинка, кроме того что по фирменному мелодична, так еще и крайне сильна, и группа даже зарядила песни сильным эмоциональным подтекстом, чего вообще не было на прошлом альбоме, а на первых двух встречалось только фрагментарно. И не смотря на то, что диск вроде как по-навороченней, чем прошлый чисто альтернативный кругляш, он воспринялся мной как самая доступная и сразу же цепляющая работа Вальса. Мелодии навороченны, но ими легко проникнуться и некоторые из них, как например, практически вся первая половина альбома, очень даже цепляют. Бадди Лакки как вокалист всё так же очень специфичен с этим своим высоким гнусавением, но воспринимается, как не странно, отлично, и не в последнюю очередь благодаря отлично подходящему под него материалу.

В общем, альбом ого-го. Мне понравился он с первого же раза, настолько он ярок. Возможно отход от высокотехнологичного прога был и не бессмысленным, потому как в мелодическом плане группа как минимум ничего не потеряла. По своей подаче же он скорее близок к ранним прогрессив хеви металлическим Queesryche и Iced Earth, но в этом его и прелесть. Это уже располагающая и открытая для большинства слушателей музыка, при этом всё еще высокоинтеллектуальная и мелодически оригинальная, благодаря чему не уступающая даже указанным зубрам жанра!

Psychotic Waltz - The God-Shaped Void

Psychotic Waltz — The God-Shaped Void (2020)
Лейбл:  InsideOut Music
Стиль: Progressive Metal

Вскоре после выпуска американскими пионерами прогрессив метала Psychotic Waltz четвёртого альбома «Bleeding» в 1996 году и клипа на песню «Faded», на команду подала в суд актриса этого клипа за якобы ухудшение зрения после сьёмок. В ходе судебных препираний группу покинул вокалист Дэвон Грэйвс и уже в 1997 году Вальс заморозили. Грэйвс, как и другие участники занялись сторонними проектами, пока в 2010 году Вальс снова не собрался для проведения концертов. В 2012 году впервые стало известно, что группа начнёт работу над новым материалом и после этого новостей в этом направлении было немного. И вот наконец-то в начале 2020 года Вальсы разродились долгожданным новым опусом в колыбели всех прогстеров — лейбле Inside Out.

Psychotic Waltz — группа, которая никогда не стояла на месте и каждый её альбом был показательным в этом плане, хотя и не всегда однозначным, как например совершенно альтернативный «Mosquito». Но к счастью, камбэк музыкантов показался мне практически логическим продолжением с того места, где они и закончили свою деятельность — тоесть на альбоме «Bleeding» и возможно, что даже частично «Into the Everflow». И уж совершенно точно никому не стоило рассчитывать на продолжение ядерного олдскульного дебюта «A Social Grace». Но все необходимые компоненты музыканты таки соблюли выпустив снова в основном тягучий или размеренный классический прогрессив метал, очень атмосферный, мрачный и техничный. Есть на альбоме и типично прогстерские рваные ритмы, но в весьма скромных пределах. Очень впечатлили густые клавишные аранжировки, совсем немного флейты и общий глубокий и плотный тон музыки.

Грэйвс великолепно исполнил все партии, ну просто красавчик, как в лучшие времена. Местами он выдал просто невероятно атмосферные и красивые вокалы, а сильный материал только помог ему на полную мощь реализовать все возможности своей харизмы и мощи. А ведь когда-то я обвинял его в некоей гнусавости, но здесь Дэвон спел всё просто великолепно, лишь местами дав вспомнить своего учителя Иэна Андерсона из Jethro Tull. Так вот насчёт материала — честно, я был приятно удивлён. Я ждал максимум сильного, но ровного альбома, но группа превзошла все ожидания, выдав, кроме в целом сильного творения, ещё и три невероятных хита, таких как «Devils And Angels», «Stranded» и «Sisters Of The Dawn». Это всё одновременно мощные и тяжёлые композиции, наполненные глубочайшими эмоциями, атмосферой и при этом яркой и цепляющий мелодикой.

Впечатляющий камбэк. Вальсы вновь себе не изменяют, как и в начале своей карьеры будучи одними из первых прог металлеров наравне с Fates Warning и Dream Theater, так редко, но метко выпуская сильнейшие альбомы. Конечно ожидание было слишком длинным, но мы действительно получили ещё одну величайшую работу Дэвона и компании, которая достойна находится в одном ряду с уже классикой прог метала «A Social Grace», пускай и в другом, более доступном и современном видении творчества.