Rage - Reflections of a Shadow

Rage – Reflections of a Shadow (1990)
Лейбл: Noise

К концу 1980-х годов состав Rage наконец стабилизировался. Из первоначальных участников Avenger’а остался только Пиви Вагнер, а квартет превратился в трио — Вагнер, как и раньше, оставался на басу и у микрофона, партии ритм- и соло-гитары были даны на откуп Манни Шмидту, а за барабанную установку уселся Крис Эфтимиадис. Этот коллектив выпустил в 1989 году неплохой Secrets in a Weird World, и не успев вернуться из турне, засел за запись новой пластинки.

В то время вовсю шла волна коммерциализации многих хэви- и трэш-метал-проектов, и Rage не избежала этого процесса. Возможно, под влиянием оглушительного успеха хелловиновских «Хранителей» рурская команда решила поиграться с более доступными массам звуком и стилистикой. Результатом и стала выпущенная в декабре 1990 года работа Reflections of a Shadow. Пожалуй, стоит признать, что большим успехом эта попытка не увенчалась. С чисто коммерческой точки зрения альбом оглушительного признания не получил, да и с музыкальной составляющей есть проблемы. Упрощение и смягчение звучания в той форме, в которой оно было реализовано, Rage просто не пошло. И тому есть совершенно объективные причины — во первых, песни в основном оказались недостаточно хитовыми. В них есть интересные идеи, попадаются и совсем хорошие с начала до конца композиции, но в целом треки сыроваты, «недокручены». Возможно, коллектив поскромнее можно было бы и похвалить за такой результат, но, чёрт возьми, это же Рейдж! Столь талантливую группу нужно судить только по самым высоким стандартам.

Во-вторых, Пиви со своим низким баритоном — это, прямо скажем, не Михаэль Киске, и его попытки брать высокие ноты выглядят не очень-то впечатляюще. Опять же, это могло бы смотреться нормально поверх более агрессивного и тяжёлого материала, но с представленной на альбоме музыкой фальцет Вагнера гармонирует плохо. Наконец, есть вопросы к качеству записи — звук как по мне, так грязноват.

При этом, конечно, на альбоме есть замечательные песни. Ритмичная Human Bondage качает что надо. Баллада Flowers That Fade in My Hand слегка затянута, но в целом тоже вызывает положительные эмоции. Титульный трек, а также Waiting For the Moon и крутой боевичок Saddle the Wind отлично заходят и на десятом прослушивании.

В 2002 году альбом был ремастирован. Качество записи не сильно улучшилось, зато добавились бонус-треки и, слушая их, удивляешься, по какой причине они не вошли в оригинальный релиз. Faith с классным припевом, жёсткая Wild Seed, Woman с типичным для кантри рисунком и звучанием — это же всё отличные вещи! Не знаю, оценила бы их публика в 1990 году, а сейчас они идут на ура.

В целом скажу так: хардкорным любителям Rage альбом должен зайти, несмотря на недостатки — всё-таки характерный почерк Вагнера ощущается в каждой композиции. Всем остальным — попробовать можно, но не факт, что вы захотите его слушать его ещё раз, за исключением, быть может, 3-4 песен. В богатейшей дискографии Rage ROAS, на мой взгляд, не вошёл бы в первую десятку.

Песни, заслуживающие внимания: Human Bondage, Reflections of a Shadow, Saddle the Wind, Woman (бонус-трек), Faith (бонус-трек)

6/10, 2018

Rage - Trapped!
Rage — Trapped! (1992)
Лейбл: Noise

Относительная творческая и коммерческая неудача Reflections of a Shadow вынудила Пиви и ко вернуться к старым, проверенным ценностям — бодрому и энергичному спид-металу, которого на предыдущей пластинке было маловато. Видно, что в такой стилистике Rage чувствуют себя как рыба в воде, и альбом получился куда более драйвовым и содержательным.

Trapped! захватывает всё наше внимание с первой же песни — простой, но запоминающейся Shame on You с ее ориентальными мотивами, после чего следует великолепная комбинация «раз-два» — короткий, скоростной Solitary Man и хитовейшая Enough Is Enough, одна из может быть трёх лучших песен Rage этого состава. Ещё один спид-боевик Medicine не дает слушателю прийти в себя. К сожалению, середина альбома не так хороша — выделяется разве что Power and Greed своим сильным припевом. Остальные песни не впечатляют, видно, что в Take Me to the Water музыканты заигрывают с прогрессивом, но получается скучновато. Зато дальше идёт годнота: отличная баллада Not Forever в духе Дио и плотный, динамичный спидстер Beyond the Wall of Sleep. Хороша и следующая композиция — Baby I’m Your Nightmare, где прог-элементы выглядят уже вполне органично. Кроме того, группе явно удался кавер на Accept – Fast as a Shark в исполнении трио звучит совершенно зубодробительно. Пластинка получилась долгой — почти час времени и 13 композиций. В переиздании 2002 года включены бонус-треки, но, в отличие от предыдущего LP, ничего сногсшибательного в потайных закромах Пиви не нашлось. Добавленные песни вполне добротны, но и только.

В целом альбом показал отличную динамику группы — Вагнер, Шмидт и Эфтимиадис начали выходить на пик своей музыкальной формы, который по-настоящему проявился уже в следующем альбоме…

Лучшие вещи:
Solitary Man
Enough Is Enough
Not Forever
Beyond the Wall of Sleep

Оценка: 8/10, 2018

Rage - The Missing Link

Rage — The Missing Link (1993)
Лейбл: Noise

Не так уж и много в истории метала альбомов, которые можно назвать идеальными. Для этого нужно, чтобы в полном порядке были все составляющие — оригинальность, хитовость, безупречное исполнение всех партий, качество записи, даже лирика. Быть может, на все поджанры и сотни сколько-нибудь именитых групп их наберётся несколько дюжин. Перед нами именно такой альбом. Rage состава Вагнер — Шмидт — К. Эфтимиадис на самой вершине своего творческого развития. Если бы эта пластинка вышла лет за пять-шесть до указанной даты и по другую сторону Атлантического океана, она наверняка бы получила статус «легендарной» и позволила бы группе войти в Зал славы рок-н-ролла. Жаль, что коллектив не получил адекватную оценку этой прекрасной работы, но такова жизнь.

«Недостающее звено» прибавило в тяжести и агрессивности по сравнению с предыдущим альбомом Trapped!, который и сам по себе звучал достаточно плотно. В The Missing Link больше трэшевых элементов, сближающих его с Metallica или Exodus лучших времён. Однако утяжеление произошло не в ущерб мелодичности — все композиции на альбоме глубоко осмысленные и запоминающиеся. Кроме того, на высочайшем уровне находится и качество записи. Все инструменты звучат очень чисто, все идеально дополняют друг друга. Работу ритм-секции стоит отметить особенно — Крис на барабанах превзошёл сам себя, каждое его действие отпечатывается в сознании. Бас Пиви звучит очень гармонично, он занимает важное место, но ничего не заглушает. Песни берут за душу с первыми аккордами торжественной Firestorm и вплоть до последнего припева стремительной Raw Caress. Практически все звучат хитово и расположены грамотно по альбому, темп и ритм постоянно меняется, но это доставляет удовольствие, а не напрягает. Не то что слабых, а просто средних песен нет вообще! Ни одну из них не хочется пролистать ни на первом, ни на втором, ни на двадцать пятом прослушивании. Точно так же я затрудняюсь выбрать лучшие композиции с альбома. Что круче — короткая как выстрел, выдержанная в ураганном темпе Refuge или трэшевый забой в From The Underworld? Шикарные риффы в Who Dares или лавкрафтианский эпик в Lost In The Ice? Выделю впрочем четыре хайлайта для тех, кто обратится к Rage или этому альбому конкретно впервые:

Firestorm
Refuge
The Pit And The Pendulum
Lost In The Ice

Пластинка, однако, заслуживает прослушивания с первой до последней секунды. И не забудьте бонусы — на издании 2002 года есть несколько отличных каверов на неметаллические группы + акустическая Another Kind of Madness. Итого у вас час удовольствия в чистом виде! Оценка 10/10, без вариантов.

10/10

Rage - 10 Years in Rage: The Anniversary Album
Rage – 10 Years In Rage: The Anniversary Album (1994)
Лейбл: Noise Records

Самый тяжёлый альбом в истории легендарной немецкой группы. Изначальный концепт — сборник песен, по каким-то причинам не включенных в номерные альбомы, претерпел некоторые изменения. Во-первых, добавился сравнительно новый материал, во-вторых, была включена новая запись одной из первых композиций Avenger’а – Prayers of Steel. Наконец, все песни были переделаны в соответствии с духом времени. На альбоме заметно влияние сверхактуального на тот момент грув-метала.

Состав коллектива также изменился: трио вновь превратилось в квартет. Ритм- и соло-гитару, за которые раньше отвечал Манни Шмидт, взяли соответственно Спирос Эфтимиадис (брат барабанщика группы Криса) и Свен Фишер.

Нечасто бывает, что такие альбомы, набранные «с бору по сосенке», производят сильное впечатление. В этом случае можно в очередной раз восхититься плодовитостью Пиви Вагнера как композитора. С 1984 по 1993 год его группа выпустила восемь альбомов, или в среднем по LP за 14 месяцев. Причем в основном это были длинные записи по часу времени и 12-13 композиций, включая изданные позднее бонусы. И даже при этом в запасе у Rage осталось несколько очень неплохих песен, из которых получилось сколотить весьма приличный новый альбом. В аннотации Пиви отмечает, что многие песни писались во время туров и потом забывались. Лишь идея сделать новый альбом на старом материале вернула их к жизни.

Сравнительно новым элементом стало широкое применение Пиви харш-вокала, который присутствует почти на каждом треке. По мне, он звучит гораздо лучше, чем его же фальцет. Особенно хорошо он заходит на She Killed And Smiled, которая мне кажется одной из сильнейших вещей на альбоме. Хороша и Take My Blood – скоростной и мелодичный трек с крутым припевом. Медленная и мрачная No Sign of Life неплохо разбавляет быстрый фон альбома. В конце мы слышим новую версию Prayers of Steel (великолепна) и восьмиминутное попурри The Blow in a Row, в которое вошли фрагменты из прежних хитов команды, включая Down By Law, Don’t Fear the Winter, Enough Is Enough и других.

Отдельно стоит отметить необычный, непривычный для Rage звук на альбоме. Я бы точно не стал рекомендовать начать ознакомление с дискографией группы с этой пластинки — для новичков есть куда более подходящие работы в каждом из периодов развития группы. Людям, которые уже с музыкой Пиви и ко «на ты», вполне можно попробовать это «скрытое сокровище». Несмотря на некоторую неровность материала (есть скучноватые треки), это очень неплохая работа.

Заслуживают особого внимания: She Killed and Smiled, Take My Blood, No Sign of Life, Prayers of Steel ’94

8/10 03.04.2018

Rage - Black in Mind
Rage — Black In Mind (1995)
Лейбл: GUN Records

Ещё один альбом, который принято считать «классическим» у Rage. Даже, пожалуй, самым «классическим» из всех. И действительно, это типичное творение немецкой группы, мощная, напористая, но мелодичная музыка на грани пауэр- и трэш-метала. С той лишь разницей, что уровень альбома настолько высок, что его можно смело рекомендовать для начала ознакомления с творчеством коллектива из Гельзенкирхена.

После выхода юбилейного альбома-компиляции «10 Years in Rage: The Anniversary Album» группа сменила лейбл, перейдя на GUN Records. Как оказалось, не зря — альбом выигрывает у предшественников в плане качества звука. Вообще никаких претензий по этой части нет — все инструменты слышно хорошо, и идеи музыкантов донесены без малейших помарок.

А с идеями всё было отлично. «Black In Mind» стал рекордно длинным LP Пиви и ко — 13 композиций, 68 минут. Но при этом на альбоме нет проходняка. В принципе. Каждая композиция — со своим лицом, фишкой, большинство звучит откровенно хитово, остальные — на уровне выше среднего (среднего для Rage, а не вообще). Первая половина диска — это вообще что-то неподражаемое. Альбом начинается с титульного трека. Это крутой трэшер, под который хочется трясти головой без остановки. Мрачная среднетемповая «Crawling Chaos» поднимает темы творчества Говарда Лавкрафта, представленнык на пластинке сразу тремя композициями. Ну а пробирающая до костей «Alive But Dead?» — всё-таки Пиви совсем и совсем не зря в предыдущие годы понизил тембр своего вокала, отойдя от фальцета к без пяти минут гроулингу.

Настроение музыки несколько поднимается с «Sent By The Devil», после чего следует суперхит «Shadow Out Of Time», основанный на одноимённой книге всё того же Лавкрафта. Тематику древнего ужаса разбавляет спидстер «A Spider’s Web», посвященный неприглядным вещам уже в нашей реальности — «кредитному рабству» и безнадёге. И дальше следует эпик «In a Nameless Time», одна из лучших композиций группы всех времён. Песня, развивающая поднятую в «Shadow» тему, сделана идеально. Риффы, соло, смена ритма с постепенным нарастанием скоростей, вокальные партии — всё просто блеск. И конечно, вставки с классическими инструментами. Сейчас симфо-метал — популярнейший жанр, но многие ли знают о том, что именно Rage были одними из первопроходцев в этом жанре, и именно на этом альбоме? На дворе начало 1995 года. Metallica запишет свой «S&M» через 4 года. Группа Nightwish ещё не создана. В течение нескольких лет сплав симфонической музыки и метала затопит европейские и американские студии звукозаписи, но пока что немногочисленные группы лишь робко делают первые шаги в этом направлении. К слову и для самого Пиви этот альбом стал первой точкой поворота к новому звучанию…

Вторая половина пластинки — некоторая разрядка по сравнению с насыщенной первой. Песни склоняются скорее в сторону чистого пауэр-метала, чуть менее мрачные и злые. Но настоящие хиты есть и тут. Такова, например, «Forever» с её роскошными риффами или темповая «Until I Die». И достойное завершение прекрасного альбома — баллада «All This Time», снова с симфоническим элементом. Rage скуповата на настоящие медляки, но если уж берётся, то делает так, что каждый из них становится шедевром, который слушаешь со слезами на глазах. А ведь многие очень хорошие группы просто не умеют в баллады — получается какая-то безжизненная пластмасса.

Итог: перед нами настоящий альбом-хит из палаты мер и весов жанров пауэр- и трэш-метал. Своё признание он получил, но к огромному сожалению, не вышел за пределы своей ниши. От него прёт даже когда слушаешь в первый раз, но потом хочется возвращаться к нему снова и снова. Именно эта комбинация и делает музыкальное произведение шедевром. Классика. Мой личный топ (по альбомному порядку) Black In Mind, Alive But Dead, In a Nameless Time, ForeverAll This Time

10/10 06/06/2018

Rage - End of All Days

Rage — End Of All Days (1996)
Лейбл: GUN Records

В 1996 году Rage вновь показали, что они не только могут штамповать LP стахановскими темпами, но и способность меняться, демонстрировать вариативность и разнообразие. Очень часто Black In Mind и End Of All Days ставят рядом, но на самом деле трудно найти два столь разных альбома, пусть между их релизами прошло менее 16 месяцев. Честно говоря, если бы не вокал Пиви Вагнера и некоторые специфические для Rage музыкальные ходы, я бы не поверил, что два этих альбома написала одна и та же группа, да ещё и подряд.

Альбом 96 года начинает там, где закончился предыдущий — с мощного спидстера Under Control, но вот дальше различия не ощутит только глухой. BIM – агрессивный, напористый, сосредоточенный, сочетающий в себе самые сильные элементы трэш- и пауэр-метала. EOAD смягчает натиск, звучание там более меланхоличное, отстранённое и даже быть может «не от мира сего», насколько вообще это возможно не выходя за границы жанра. Сначала может показаться, что с записью что-то не так — вокал Пиви закинули куда-то на второй план. Но это не баг, а фича, так как такой звук гораздо лучше ложится в стилистику альбома.

Крутых скоростных композиций стало существенно меньше, предпочтение было отдано среднетемповым номерам, таким как Higher Than the Sky, песне с очень хитово звучащим припевом. Deep In The Blackest Hole чем-то похожа на Alive But Dead, но звучит менее мрачно и зло. Desperation отличается классным основным риффом и переходами между куплетами и припевом. Атмосфера депрессивной лиричности пронизывает медляк Fortress. Подобный настрой разбавляет Face Behind The Mask, одна из редких быстрых композиций на пластинке. Наконец, вновь альбом завершается великолепной балладой — в данном случае это Fading Hours.

Лирика также меняется: на сей раз из неё полностью уходит социально-политическая повестка и фэнтези (за исключением хоррор-стори в Voice From The Vault). Тексты альбома почти целиком сосредоточены на частных человеческих проблемах, в особенности проходящей рефреном через всё творчество группы теме смерти. Как мне кажется, лирика здесь идеально дополняет музыкальный ряд и это одна из причин, почему альбом, выполненный в слегка приглушённых красках, оказался по-настоящему душевным.

Как обычно, всё в порядке с хитовостью песен — по количеству врезающихся в память композиций этот альбом находится в топ-5 дискографии Rage. Всё-таки умение писать сильные, запоминающиеся песни (а не просто набор сколько угодно крутых риффов) — это одна из сильнейших сторон Пиви. Думаю, он с лёгкостью мог бы сделать карьеру на написании шлягеров для самых раскрученных поп-артистов. Отмечу мою личную четвёрку лучших вещей, но легко могу допустить, что у кого-то другого там будут совершенно иные песни:

Higher Than The Sky
Deep In The Blackest Hole
Desperation
Fading Hours

10/10, 2018

Rage - XIII

Rage — XIII (1998)
Лейбл: GUN Records

Выход очередного альбома, название которому без излишних заморочек дали по порядковому номеру, показал продолжающуюся эволюцию Rage в сторону смягчения стиля. Всего за три года группа полностью отошла от спид-трэшевого урагана в Black in Mind в сторону мелодичного хэви-метала с симфоническими и прогрессивными элементами.

XIII дальше развивает идеи, проявившиеся в End of All Days. Если в последнем всё-таки было несколько привычных для Rage скоростных боевиков, то здесь от них отказались почти полностью (Sign of Heaven и Over and Over являются в некотором роде исключениями, но им по мощи далековато, например, до убойного Under Control) в пользу среднетемповых композиций и баллад. При этом коллектив Пиви Вагнера сменил «обволакивающий» звук предыдущего альбома на более чистое и прилизанное звучание, сохранив общий меланхоличный настрой. Однако и меланхолия эта, пожалуй, более светлая по сравнению с содержанием прошлой пластинки — это кстати и по лирике заметно.

Альбом нужно слушать несколько раз, его хитовость «неявная» что ли. По настоящему с ходу запоминается только гениальная открывающая песня — настоящий шедевр, особенно в комбинации с интро. Я бы без колебаний включил From the Cradle to the Grave в десятку самых главных хитов группы, а ведь у Rage с её 24 альбомами есть из чего выбрать! Когда я давным-давно знакомился с альбомом, я переписал эту песню в сборку, а кассету отложил в сторону — остальное содержание меня что-то не вдохновило. Второй шанс я дал пластинке буквально несколько лет назад и после пары прослушиваний выяснилось, что альбом-то очень даже хорош. Days of December, Turn the Page, In Vain – все эти композиции заиграли по-новому. Есть и запоминающиеся риффы, и припевы, и общая мощь, которая проявляется несмотря на заметное снижение темпа.

Вновь, как и предыдущие два раза, альбом завершается балладой, на сей раз, впрочем, она апеллирует к противоположным чувствам. Если All This Time и Fading Hours были утешением в конце мрачных и жёстких пластинок, то Just Alone, напротив, добавляет тёмных красок в довольно спокойный и позитивный настрой альбома. Песня интересная, с необычными аранжировками и явным уклоном в прогрессив-метал, но всё-таки настолько сильно трогать чувства, как двум вышеупомянутым композициям, ей не удаётся.

После некоторого перерыва Rage вновь включила в альбом два кавера на рок-классику — Paint It Black (Rolling Stones) и Tom Sawyer (Rush). Первый из этих двух, как мне кажется, не очень удался, а вот Том зажёг не по-детски. По-моему, зря он оказался в бонусах, а не на основной части пластинки.

Rage в очередной раз показала, что не боится, как сейчас говорят, «выходить из зоны комфорта» и экспериментировать. Этот альбом, который стал одним из первых в рядах стремительно развивавшегося в те годы симфо-метала, достойный пример удачного эксперимента довольно именитой и популярной группы. Хотя, как я слышал, многие считают отход от ортодоксального спид-трэша, который Rage играли в 1993-1995 «нетрушным», но я не согласен. Именно постоянный поиск и развитие с периодическим возвращением к корням на новый лад и делают масштабную дискографию «Ярости» столь интересной.

Чуть меньшая хитовость и сниженная агрессия не мешают воспринимать пластинку как ещё один, пусть и своеобразный, альбом Rage периода расцвета группы. Это настоящая Rage и настоящий Пиви со всеми их известными качествами. Если кто-то любит группу, но до сих пор не знаком с этим LP – срочно навёрстывать упущенное. Тем же, кто Rage раньше не слушал, лучше всё-таки начать с классических альбомов коллектива.