Fates Warning - Night on Bröcken

Fates Warning — Night on Brocken (1984)
Лейбл: Metal Blade Records
Стиль: Heavy Metal

В 1982 году вокалист John Arch, гитаристы Jim Matheos и Victor Arduini, басист Joe DiBiase и ударник Steve Zimmerman создают группу Fates Warning и этим же составом в 84 выпускают дебютный альбом «Night on Bröcken». Так начинается путь американских пионеров прогрессив метала, но не самого стиля прогрессив метал, поскольку на данном этапе команда исполняет New Wave Of British Heavy Metal.

Да, как не странно, но ФВ 84 года это совершенно типичнейшие клоны Iron Maiden, особенно в вокальном плане, где Джон Арч звучит фактически как Брюс Дикинсон. Но вот незадача — только благодаря вокалу данный альбом и представляет интерес, поскольку во всём остальном это не более чем впечатлённый ранним Мейденом, преимущественно безыдейный и безэмоциональный английский хеви метал. Даже если у группы и проскакивают какие-то более менее симпатичные идеи, они почему-то тут же заваливаются ворохом совершенно не мелодичных, а скорее ритмичных инструментальных партий. О хитах никакой речи тоже быть не может. В итоге, американцы выпускают творение более чем неоднозначное — как хеви металу альбому не хватает мелодичности, а прога на нём в принципе нет ни по технике, ни по мелодике. А вот напор новичков впечатляет и они звучат даже как ранние Overkill, однако естественно ни о каких трешевых риффах речи не идёт, зато сырой и агрессивной подачи хоть отбавляй. Альбом вообще сыроват, что в плане записи, что в плане исполнения, а вокалиста частенько бросает в какие-то хаотичные трели, но всё же он уже хорош, или я просто люблю сильно Дикинсона?:).

Но хорош ли альбом? Скорее нет, чем да. Он может сыграть на чувствах фанатов Мейден, но осилят они его хоть раз до конца — это еще вопрос.

Fates Warning - The Spectre Within

Fates Warning — The Spectre Within (1985)
Лейбл: Metal Blade Records
Стиль: Heavy Metal

Ничего сверхестественного я так не услышал и на втором альбоме американских пионеров прог метала Fates Warning, и дальше продолжающих нещадно эксплуатировать стиль NWOBHM и в особенности творчество Iron Maiden.

Конечно если брать начало всех начал прог метала, то эти американцы вроде как уже «где-то в нём», поскольку в их музыке больше изменений ритма и неожиданных переходов, нежели в среднестатистическом Мейдене или другом хеви метал акте. Но всё это видится мне больше напускным антуражем, нежели реальным стилем прогрессив, как когда-то учили Rush.

А вот как хеви метал акт ФВ растёт и звучит уже более профессионально и играющим, и записывающимся. И всё же второй альбом американцев ничего более, чем разнообразным английским хеви метал клоном Мейдена я бы не назвал. Джон Арч всё такой же ярый фанат Брюса Дикинсона, и ради справедливости стоило бы сказать, что он стал лучше, и увереннее, и мелодичнее петь, и вообще он хорош, а вот в инструментальном и вокальном мелодических планах мы снова слышим а-мелодичную и ритмичную пилёжку лишь с изредка проскакивающими интересными моментами и чуть с более отточенной подачей и мастерством.

Для сравнения уже в прошлом 1984 году датские Mercyful Fate выдали бомбезный прог хеви метал «Don’t Break the Oath», земляки ФВ Queensryche — куда более навороченный и проговый дебют «The Warning», а этот воз вроде как и начал «прогрессировать», но по факту стоял всё «там же».

Fates Warning - Awaken the Guardian

Fates Warning — Awaken the Guardian (1986)
Лейбл: Metal Blade Records
Стиль: Progressive Heavy Metal

Первые три альбома американские пионеры прогрессив метала Fates Warning совершенствовались и шаг за шагом двигались к становлению как одной из лучших прогрессив метал групп в мире. И вот как раз третий диск, «Awaken The Guardian», и стал той поворотной точкой в их творчестве, чётко отделив их от сонма обычных хеви металлеров и возвёв в лигу технарей в метале.

Конечно, ФВ вокально-мелодически всё еще подвержены сильнейшему влиянию со стороны Iron Maiden и NWOBHM, но и тут уже наметились сдвиги. Например вокалист Джон Арч кроме подражания Брюсу Дикинсону активно внедряет более высокие партии, отличающиеся по своему окрасу от партий Брюса. Благодаря этому, он хоть и остаётся явно впечатлённым Сиреной, но уже становится и по своему оригинальным, а его техника за год после выхода прошлого альбома заметно возрастает и укрепляется. В общем, вокальные партии прекрасны и обязательно порадуют поклонников Дикинсона, а еще любителей вокала шведской хеви метал группы Wolf.

Сама вокальная мелодичность возросла также на уровень. Вокальные мелодии настолько сильные, выразительные и запоминающиеся, что вполне могут сравнится со среднестатистическим нехитовым Мейденом. В прочем, возможно такие песни как Fata Morgana и Guardian это уже потенциальные хиты, припевы в которых явно выделяются на общем фоне. Но не менее хороши и остальные песни за счет своих куплетов и бриджей. В этом плане материал также может похвастаться энергичностью, напористостью и экспрессивностью, не в последнюю очередь благодаря увлечённому исполнению Арча, вокал которого звонок, сочен и полон сил.

Но всё это было в той или иной степени и на предыдущих альбомах, а вот что же до коренных изменений, то они в особенности коснулись именно инструментального содержания. Теперь: инструментально музыка более утончённа, технична и высоко интеллектуальна. Больше изменений ритма, вместе с усовершенствованной подачей, уже ощущающихся как действительный, а не показательный как альбомом ранее, стиль прогрессив. Фрагментарные акустические партии звучащие действительно по проговому, философски и очень гармонично. Наконец-то полный отход от цитирования NWOBHM в сторону американской школы хеви метала со свойственной только ему типичной, суховато-агрессивной техникой, мелодикой и подачей. Гитары подчас сыгранные и звучащие по трешевому, а то и детовому жёстко, плотно и агрессивно. Мелодичные, кое-где атмосферные или тревожно-задумчивые соло на манер Кинга Даймонда или Mercyful Fatе, благодаря чему не было бы лишним ознакомится с этим компактом и поклонникам датчан. В общем, теперь ФВ ничем не уступают не только королю ужасов в плане техники и мелодики, но и остальным монстрам жанра. И кстати говоря, качество записи просто идеально, более того очень сочно, плотно и мощно. Звучит вкусно.

Альбомец вообще вкусный. Это, как известно последняя работа с Джоном Арчем на вокале, закрывающая первую главу в истории коллектива, после которой музыка его кардинально меняет свой курс и стиль. И кроме того, что это одна из первых работ в стиле прогрессивного хеви метала и прогрессивного метала вообще, так еще и работа сильная мелодически и выполненная по всем наилучшим стандартам и лекалам мирового тяжелого метала! Подлинная классика американского прога и хеви метала. Монолит!

Fates Warning - No Exit

Fates Warning — No Exit (1988)
Лейбл: Metal Blade Records
Стиль: Progressive Heavy Metal

В 87 оригинальный вокалист американских прогрессив металлеров Fates Warning, Джон Арч, уступил своё место Рею Алдеру и это было лучшим событием, которое могло произойти с этой группой. Арч был классным, делаю ударение, классным хеви метал вокалистом, но для того материала, который готовился для альбома no exit он просто не подходил по своему типу. Конечно и он хорошо бы спел вокальные партии на этом альбоме, но они не произвели бы нужного эффекта, не вызвали бы настолько ярких и подходящих музыке эмоций и оставили бы группу где-то на том же уровне, на котором она и была. А причина всего этого только одно — группа полностью заиграла прогрессив метал в своём классическом и традиционном виде.

Как всем известно, классический прог метал это замешанная на классическом же хеви метале и каноническом Rush-прогрессив роке смесь, совмещающая в себе как прямолинейную хеви метал ритм-секцию, так и рваную и хаотичную прог-рок ритм-секцию. Так вот, Фейтс полностью отошёл от прямолинейных хеви структур в сторону более хаотичного и не то чтобы рваного, но часто меняющегося темпа и ритма. При этом, от хеви у группы осталась мощная качёвость и риффинг, периодически по жесткости и агрессивности имеющий полу-трешевый характер. С другой стороны, изменения ритма были уже и на прошлом альбоме, но там на фоне NWOBHM они звучали как вынужденная и специальная мера, тогда как здесь они звучат совершенно гармонично, более технично и виртуозно. Даже если ритм качёвый и прямолинейный, а на этом альбоме еще не используется именно что полноценный рванный ритм, благодаря не хеви металлической мелодике вокалов и инструментальных партий, композиции звучат не по хеви металлически, а по прогстерски. И вообще, звучат они просто чарующее благодаря мощнейшему и тяжелейшему звучанию — лучшему звучанию, которое когда-либо было и будет у этой группы.

Начавшись на прошлом альбоме, прогрессив Фейтсов на альбоме no exit наконец-то дал того величайшего маху, чтобы окончательно сформировать собой прогрессив метал как стиль, развивающийся и по сей день, ведь совершенству нет и не будет предела. То, что выпустили в 88 Фейтсы по настоящему новаторское достижение в сфере музыкального стилеобразование, достижение в развитии самой группы и просто очень нестандартное, свежее и необычное творение в метале. Работа настолько комплексная, сложная для понятия и восприятия, и цельная, что с первого прослушивания нельзя уловить и грамма всей её глубины, многослойности и многогранности.

Поэтому No exit — это альбом новой группы. ФВ поменяют не только стиль исполнения, но и саму мелодику. Здесь мы слышим уже классический стиль мелодики прогрессив метала, повлиявший, среди прочих Драм Театров и Квинсрайков, на все классические прог метал коллективы будущего. Также и Рей Алдер войдёт в историю как один из впечатлителей и классических образцов прог метал вокала. На альбоме, кстати говоря, можно услышать еще особенно молодого Алдера, чей вокал несравненно сочнее и выше, и чей вокал уже к следующему альбому «иссушится и истощится». Алдер впечатляет как чистыми партиями, наполненными драматизмом и эмоциями, оригинальными и харизматичными, так и высокими и пронзительными полускримовыми на манер Миднайта (Crimson Glory) и Джона Оливы (Savatage).

Слушая no exit, по началу кажется, что он не от мира сего, а всему виной его уникальная, действительно отречённая, блуждающая где-то в высоких сферах мелодичность и атмосферность. Но никакого психодела. Холодная, мрачная и целеустремлённая музыка. Без ярко выраженных припевов, но мелодически сильная и выразительная в каждой ноте, с особенным упором на мелодичность куплетов.

Альбом занял хорошие места в чартах, но группа так и не смогла вырваться из андерграунда и получить широкое распространение. Массам нравится более понятная и хитовая музыка. У Фейтсов песни хорошие, но далёкие от цепляемости и не имеющие ничего общего с радиоформатом и коммерческой хитовостью. Группа окончательно стала на путь прерогативы всего лишь небольшой кучки любителей навороченной и сложной музыки. В пику им был и в итоге весьма коммерчески успешный Dream Theater, скромно стартовавший, но уже на втором альбоме «Images And Words» сорвавший по продажам статус золотого диска. И даже в Японии ФВ, по словам музыкантов, не получил особого отклика.

Но, мы, любители прогрессива, будем их всегда любить и лелеять за то, какими они есть. Ведь дело в том, что можно сколько угодно копировать стиль ФВ, но ФВ всегда будут…ФВ. Их всегда можно будет заменить чем-то более хитовым или техничным, но это всё равно не будет ФВ. «No exit» это шаг в вечность. Целая страница в истории прог метала, которую обязательно стоит прочитать чтобы понимать кто есть кто и откуда растут ноги у всего современного прогрессив метала

Fates Warning - Perfect Symmetry

Fates Warning — Perfect Symmetry (1989)
Лейбл: Metal Blade Records
Стиль: Progressive Metal

В 89 американских пионеров прог метала Fates Warning покидает ударник Стив Циммерман, которого заменяет Марк Зондер, известный по работе с хеви металлерами Warlord. Замена прямо скажем необычная и тем более она необычная, когда слышишь материал первого альбома с Марком «Perfect Symmetry».

С «Perfect Symmetry» группа кардинально меняет свой стиль в сторону более прогорессив рокового, меняет стиль записи и подачи, взяв на вооружение подобное музицирование, которое будет очень затяжным и продлится вплоть до альбома 2000 года «Disconnected», на котором группа наконец-то утяжелится. Плоха ли такая кардинальная смена стиля группы, которая выпустила три мощнейших хеви альбома и предыдущий практически прог треш диск? Вроде как бы и нет, вот только реализация в плане записи на «Perfect Symmetry» крайним образом подкачала. Бас гитары как будто вообще нет и все партии, включая вокал, записаны как то обветшало, слишком сухо и немощно. О метале тут разве что иногда напоминает жёстко взбрыкиваюшая гитара. Также есть ощущение, что группа вроде как и прог метал частично играет, но почему-то решает выразить его именно в рок виде за счёт такой вот прозрачной и тонкой, скажем так, записи и подачи. По крайней мере звучит диск чисто и чётко, но после того смака, который группа выдавала на «no exit», звук разочаровывает и ожиданий не оправдывает. Хотя как гласит история, все альбомы 90х годов, включая и этот, были коммерчески успешными в плане продаж.

Но кроме изменений в звучании и стиле подачи, можно сказать и об изменении еще и самого стиля игры. Если прошлые альбомы ФВ были под впечатлением хеви метала, то здесь его и след простыл. Теперь американцы целиком и полностью погрузились в техногенный, рваный и дёрганный прогрессив под Rush, что с учетом корней группы несколько напоминает также дебют коллег Dream Theater в этом же году дебютировавших. И получилось у них это сделать мегакруто! В технике они не уступили, а в мелодике и подавно. Группа нашла свой оригинальный и фирменный мелодический стиль еще на прошлом альбоме no exit, поэтому на Симметрии мы имеем честь слушать всё тот же узнаваемый, суховатый, но и драматичный мелодизм ФВ, обрамлённый в хитроумные инструментальные хитросплетения, лабиринты, финты и повороты. В общем, типичный технически-ядрёный прог его величества Rush.

Конечно такая картина выглядит как тотальный отход от того, за что американцы изначально и боролись. Можно даже сказать, что на фоне скромно техничных релизов на Симметрии они прямо-таки ломонулись наверстать упущенное играя с особенными наворотами и техницизмами, но на самом деле это всё совершенно верное и давно назревающее решение, которое просто наконец-то созрело. И альбом действительно хитёр в плане инструментала, но так же радует он и в плане вокальной мелодики. Конечно нищенский звук загнал Рея Алдера в те рамки, когда его вокал тоже звучит не особо мощно и сочно, но мы то «знаем», что он крут. Рей и в 89 один из лучших и эталонных вокалистов в проге, чему не мало способствует и очень выразительный и сильный мелодически материал. Мелодически группа несколько стала теплее и мелодичнее, открытее к слушателю. Сходу можно выделить более прямолинейный и сразу же бьющий в цель номер «Through Different Eyes» и крайне печальную и мрачную балладу «Chasing Time», также достаточно навороченную и с красивыми струнными партиями. Вообще весь материал отличный, что в прочем и не удивительно после такого же сильнейшего прошлого «no exit».

В итоге итогов. Американцы молодцы. Не побоялись стать техничнее и стали. Есть некоторая неоднозначность в плане звукозаписи, но исполнение и сам материал выше всяческих похвал. Это одна из лучших и самых техничных работ группы и прогрессива как стиля в целом. Можно рекомендовать его каждому поклоннику прог и рока, и метала.

Fates Warning - Parallels

Fates Warning — Parallels (1991)
Лейбл: Metal Blade Records
Стиль: Progressive Heavy Metal

На альбоме «Parallels» американские ветераны прогрессив метала продолжают гнуть линию прогрессив рока с элементами метала, найденную двумя альбомами ранее. У них это замечательно получается и поводов для расстройств на этом альбоме совершенно нет и быть не может, однако предлагаю рассмотреть его более детально в силу некоторых особенностей.

Как я и сказал абзацом выше, американцы снова вырулили смесь преимущественно рока, а потом уже метала. Однако если прошлый альбом был очень сконцентрирован на техническом превосходстве и был сделан с упором на особенную рваность и дёрганность в стиле Rush, то Параллели только поначалу кажутся совершенно ему аналогичными, но по факту всё же таковыми не являются. Да, для ФВ большое значение имеет техно творчество Rush, но теперь они вместе с его дёрганностью задействуют еще и другие его технические гитарные приёмы. А еще среди некоторых гитарных партий можно обнаружить гармонии раннего Queesryche, не скромно намекающие на монументальный Operation Mindcrime, что с одной стороны вроде как-то и неоднозначно, но с другой добавляет разнообразия и привлечёт фанатов Квинс. Звук и подача мало чем отличается от прошлого релиза — они всё такие же крайне облегчённые, лайтовые и прозрачные, и тут также вспоминается дебют Dream Theater, которому в прочем в отличие от уныло звучащих ФВ хватало и мощи, и драйва. Но техницизм ФВ неоспорим, во многом Параллели это работа в стиле техно метал.

Мелодические навыки американцы продолжают развивать. Они очень крепко и добротно стартуют с наиболее прямолинейного номера на пластинке «Leave the Past Behind», а далее то тут, то там, перемежаясь с исключительно сильнейшими номерами, можно наткнутся на вполне себе хиты уровня не ниже Театровского дебюта (чьего вокалиста можно кстати обнаружить где-то на бэк вокале в прекрасном номере «Life in Still Water»), как например «Eye to Eye», «Point of View» и «We Only Say Goodbye». По-моему альбом в мелодическом плане как минимум не уступает прошлым дискам, а местами даже еще более изыскан и музыкален. Честь и хвала Рею Алдеру, чей мелодичный, харизматичный и оригинальный вокал делает музыку группы также по своему узнаваемой и яркой!

Честно говоря, несмотря на эти вышеуказанные отличия, мне альбом видится практически второй частью Симметрии, что есть однозначно хорошо и замечательно, ибо это очень крутой и высокий уровень и материал. И даже несмотря на лёгкость звучания, Фейтсы выдают превосходный по своему качеству и композиторскому наполнению прогрессив, сейчас уже со всей однозначностью заслуживающий звания классического и достойного стать в ряд с лучшими релизами сего направления рок и метал музыки.

Зы: альбом занял No. 20 в U.S. Billboard Heatseekerschart и No. 371 в Rock Hardmagazine’s book of The 500 Greatest Rock & Metal Albums of All Time.

Fates Warning - Inside Out

Fates Warning — Inside Out (1994)
Лейбл: Massacre Records
Стиль: Progressive Metal

Альбом 1994 года «Inside Out» от американских пионеров прогрессив метала Fates Warning закрывает определённую главу в творчестве коллектива, вместе с предыдущими двумя сильнейшей дисками Perfect Symmetry (1989) и Parallels (1991) представляя собой весьма цельную и схожую триаду в прогрессив роке/метале. Конечно и на будущем диске «A Pleasant Shade of Gray» (1997) американцы будут всё еще глубоко в рок корнях, но там уже будет своя история. А «Inside Out» это всё еще очень типичный Фейтсовский альбом 90х, целиком и полностью произрастающий из предыдущих двух работ и зиждящийся на базе Rush’ овского, дёрганного и рваного техно-прога, с влиянием гитарных наработок Queesryche начала 90х, по своему звучанию напоминающий также ранний Dream Theater.

Вот та общая картина, которую строят отцы прог метала на «Inside Out». И я снова хочу пожурить их за неоднозначный, слишком лёгкий и слабый рок-звук, который например просто не даёт в полной мере развернуться оригинальнейшему и харизматичнейшему голосине Рея Алдера. С другой стороны, есть и в этом невзрачном и скромном звуке некий шарм и стиль, добавляющий музыке некой атмосферы. Но, на мой взгляд, лучше бы звук был более плотный, насыщенный и басовитый, тем самым придающий музыке и вокалу мощи и напора.

Как минимум на альбоме есть два пробивных хита, которые правильно их подай, выстрелили бы не хуже каких-то Театровских «Pull Me Under» и это конечно же «Pale Fire» и «Shelter Me», чья хитовость просто затмевает все остальные, кстати говоря, также очень сильные композиции. Всё же в плане мелодики Фейтс как будто на этих и некоторых других песнях становятся более простыми и доходчивыми, что только положительно сказывается на их цепляемости и запоминаемости. Но в техническом плане они не упрощаются ни на йоту, завязывая мозг в узелок всё таким же супер навороченным и хитромудрым техно прогом.

Как я и говорил, «Inside Out» и две предыдущие работы, это великая триада в прогрессив рок-метала, совершенно аналогичная по своему высочайшему уровню техничности, исполнения и мелодизма. Железобетонный костяк творчества Фейтс, чей вклад в развитие и влияние на прог метал сложно переоценить вообще. Мастхев!

Fates Warning - A Pleasant Shade of Gray

Fates Warning — A Pleasant Shade Of Gray (1997)
Лейбл: Massacre Records
Стиль: Progressive Metal

С точки зрения где американские пионеры прог метала Fates Warning были альбомами ранее, то они всё делали правильно, но с точки зрения куда они в 1997 году пришли на альбоме «A Pleasant Shade Of Gray», то это движение вперёд по дороге концептуализма альбома «No Exit»… И это тоже правильно, ведь «Плизент» это скажем так персональная «Флойдовская Стена» ФВ — с впечатляюще сильным, цельным и мощным посылом, ну а также с навороченным содержанием. Ведь попытавшись послушать какие-то отдельные композиции можно обнаружить в любой из них отличные и инструментальные, и вокальные мелодии, но лишь слушая весь альбом целиком можно понять всю его картину…целиком, а не частично.

ФВ на альбомах 90-х были очень легковесно звучащими и мрачными по настроению до депрессива, а здесь же они во-первых впервые с альбома «No Exit», кроме «погасших мелодий», высокого инструментального технарьства, ещё позаботились и о атмосфере. И атмосфера эта очень психоделична, темна и местами по индустриальному автоматизированна. Музыка звучит как некий саундтрек к триллеру или фильму ужасов, она туманна и задумчива, с внезапно прорывающимися тяжёлыми и отрывистыми прог метал риффама, словно вырывающими нас из этого плотного и густого сна-туманища. В этом заслуга ещё и клавиш, которые явно берут гору в сравнении с гитарами, в прочем, так же не особо отстающими. Иногда по эмоциональному напряжению вспоминается как «No Exit», так и даже Стена, а иногда ФВ врезаются  смелыми и напористыми атмо-клавишными зарисовками Кевина Мура (на то время в Dream Theater), которые мы  например услышим на дебютном альбоме этого же 97 года и далее шведских мастеров атмо-прога Pain Of Salvation? или уже слышали на Театровском «Эвейке». Но от которых сами ФВ в итоге и отойдут.

Альбом вроде как звучит и в рок духе, но местами он твёрд до метала — возможно не без участия нового басиллы-ветерана из американских хеви-пенсионеров Armored Saint, Джои Веры.  И вот представьте себе эдакий облегчённо звучащий концептуальный «No Exit» нового пошива, с более продвинутым, но всё тем же Реем Алдером на вокале и ворохом вкусностей на инструменталах, о которых ранее до Кевина Мура и ещё чего-то или кого-то ФВ и не снилось.

И всегда можно разорвать «A Pleasant Shade Of Gray» и слушать его частями, но стоит ли это делать, если лучше всего он производит впечатление именно целиком и полностью, как ещё одна вершина в цепи «крутых» и исполински высоких гор дискографии группы ФВ. И возможно самая высокая её вершина!

Fates Warning - Disconnected

Fates Warning — Disconnected (2000)
Лейбл: Metal Blade Records
Стиль: Progressive Metal

На «Disconnected» американские пионеры прогрессив метала Fates Warning возвращаются к песенной схеме, когда каждая композиция имеет своё название и отдельную мелодическую структуру. Однако ощущение, что они всё же где-то остаются одной ногой застрявши в глубоком концептуализме альбома-песни «A Pleasant Shade of Gray», потому как наличие на альбоме по сути 5 полноценных песен как-то уж совсем мало и слабо для полноценного альбома в виду того, что ещё две — первая и последняя песни, это совершенно аморфные инструменталы для создания неких эмоций разрыва «некой связи». Это если говорить о концепции, которая видимо тут тоже присутствует.

Если же говорить о материале, то ФВ взяли и жёстким образом перечеркнули все свои предыдущие победы на ниве метализированного прогрессив рока, совершенно без зазрений совести о чувствах фанатов рокового ФВ заиграв снова прогрессив метал. Однако метал ФВ 2000 года это уже не техно треш образца «No Exit», а в общем обычный такой прог метал без всяких трешов, хотя постойте, обычный ли? Конечно, Кевин Мур теперь уже только гость, но его индустриальные закидоны живут тут ещё более активнее, чем со времени «A Pleasant Shade of Gray». И это что? Какие-то индустриальные эффекты, синтетический про-индустриализованный саунд и даже какая-то дичайшая агрессия в некоторых гитарных частях, что уже не Мур, но всё же очень в тему. Свежо ли — не знаю, на Плизенте уже были индастриализмы, экспериментально для ФВ и стиля прог метал — конечно да. Но вот надо ли? Не факт.

Альбом начинается с потрясающего прямолинейного мегахита «One», но зачем они только помещают его сюда? Это же обман, такого хитового, яркого и дичайше цепляющего ФВ ещё никогда не было, и на этом альбоме это такая белая ворона, которая только и вносит этот диссконект. Ну, а потом америкосы выдают две совершенно отмороженные по мелодике вещицы «So» и «Pieces of Me», которые, возможно, могли бы стать неплохим прог трешем, если бы им стали. Но не срослось. И ещё две ровные, но теперь уже вполне сильные вещицы в типичном суховато-ироничном мелодическом стиле ФВ — тяжёлую полубалладу «Something from Nothing» и отличный 16 минутный развёрнутый эпик «Still Remains».

По-моему это совершенно ненормальная компоновка альбома, даже без учёта того, что две песни лично мне не понравились. Альбом длится почти 40 минут и выглядит каким-то крайне недосказанным и недопиленным творением, как будто его пилили-пилили, решили внезапно отдохнуть и ушли домой, забыв допилить. Есть в нём и хорошие стороны, несомненно, но на мой взгляд идея сделать эдакий «безпалевный» «A Pleasant Shade of Gray» как раз-таки в моих глазах получилась именно что палевной и до ума не доведённой. Однако, повторюсь — альбом хорош, ведь такая группа в принципе не могла бы провалиться

Fates Warning - Fates Warning X

Fates Warning — FWX (2004)
Лейбл: Metal Blade Records
Стиль: Progressive Metal

«FWX» как альбом, который проложил путь в позднее нынешнее творчество американских ветеранов прог метала Fates Warning, вызывает у меня глубокое уважение, поскольку он очень техничный, навороченный, тяжелый, отлично записанный и вообще звучащий и по стилю являющийся традиционным прог металом, который например можно услышать у позднего ДТ. Для ФВ линия этого альбома вполне логично выходит из предыдущего альбома «Disconnected», однако уже без его синтетического звука и настолько открытых индастриал элементов, хотя и на ФВХ достаточно всяческих экспериментальных эффектов. В любом случае фвх звучит как истинный прог с нормальным, мощным, плотным и классически метал звучанием.

Конечно вокал Рея Алдера очень радует красотой, разнообразием, харизмой и оригинальностью. Но на этом хорошее на фвх, к сожалению, и заканчивается. К сожалению по какой-то причине альбом очень обделен мелодичностью и хуковостью, присущей группе ранее. И не сказать чтобы он был вообще не мелодичным, но его ровная и сухая мелодика больше подошла бы для прог треша. Но на фвх как такового треша нет, хотя иногда гитары очень грувовы и жёстки, но на треш это совершенно не похоже, а для американского метала и вовсе типично. Но не могу сказать, что и альбом вызывает негативные эмоции, поскольку не вызывает он никаких эмоций вообще. Всё это справедливо к большинству материала, но только не к двум номерам, таким как открывающий боевик «Left Here» и полубалладный трек «Another Perfect Day». Вот где композиторский талант единственного композитора, гитариста Джима Матеоса проявляется на полную силу, даря нам очень цепляющие и хитовые песни, можно даже сказать в творчестве группы в целом очень примечательные и важные.

Есть в этом альбоме эдакая недосказанность. Его припевы это скорее бриджы, чем припевы с которыми на альбоме настоящая беда. Если бы Матеос сделал упор на припевы, то это была бы очень крепкая работа. Но в конечно итоге фвх оставляет впечатление работы технаря-инструменталиста, нежели композитора-лирика. Как для альбома фв диску не хватает эмоций, душевности и мелодичности. В другом случае, например, если бы это был сольник Матеоса — возможно это был бы уже другой разговор. От ФВ же ждёшь несравненно большего! Так уж они себя зарекомендовали…

Fates Warning - Darkness in a Different Light

Fates Warning — Darkness in a Different Light (2013)
Лейбл: InsideOut Music
Стиль: Progressive Metal

Выхода 11 студийного альбома американских грандов прогрессив метала Fates Warning пришлось ждать целых 9 лет, что подтвердило факт некоего творческого застоя главного композитора и гитариста коллектива Джима Матеоса еще на альбоме «Disconnected», усиленно скрываемого за ширмой навороченных технических решений. Но перерыв пошёл на пользу и Матеосу и Рею Алдеру, которые просто-таки преобразились на альбоме «Darkness in a Different Light».

Не обошлось и без некоторых потерь личного состава, которые оказались для группы удачно-заполненными, поскольку на место техничного ударника Марка Зондера, пришёл не менее техничный, но еще и более именитый и профессиональный Bobby Jarzombek (Halford, Riot, Rob Rock, Spastic Ink, Sebastian Bach и др.). Бобби принёс группе то, чего ей недоставало с Зондером — железобетонную уверенность и мощь ударных партий. В принципе, мощный звук был еще и на прошлом альбоме, но на Даркнессе Фейтсы зазвучали несравнимо мощнее и уверенее. Не хочу сказать ничего плохого о Зондере, к безупречной технике которого не придерёшься, однако Бобби сделал ФВ реально пробивными и качёвыми. Возможно, конечно, тут подобрался еще и материал такой, энергичный, мощный и не сопливый, но видимо пришло и для ФВ время стать по-настоящему полноценной прог метал группой.

Неожиданно в группу вернулся и гитарист Фрэнк Арести, выпустивший с ней по сути все знаковые альбомы, начиная с Awaken the Guardian (1986) и заканчивая «Inside Out» в 94. Вау! Вот так поворот! И совершенно не зря же он вернулся, ведь партии гитар стали на порядок разнообразнее и коммуникативней. Гитарной мощи конечно хватало и без него, но у Матеоса появилось больше свободного места для манёвров, а значит и возможности реализовать больше гитарных вкусняшек. Всё-таки наличие второго гитариста делает группу более полной и богатой.

Очень хорошо отработал вокальные партии Рей Алдер. Конечно он и раньше был хорош, но здесь его талант благодаря материалу в духе старой классики раскрылся даже еще лучше и ярче, чем двумя альбомами ранее, где музыка страдала однообразием. Здесь же великолепно реализовался его как оказалось местами хард роковый тембр, да и вообще он так мощно и мелодично не пел даже на альбомах 90х! Алдер это настоящая икона прог метала!

Ну и в общем, у ребят было достаточно времени чтобы сочинить действительно стоящую пластинку, какой «Darkness in a Different Light» и стала. Кроме того эта пластинка стала коллективной работой, в которой отметились буквально все участники, что естественным и очень положительным образом отобразились на качестве и силе всего материала в целом.

Если бы не крайняя мощь и металлическая тяжесть компакта, то по мелодической составляющей я бы назвал «Darkness in a Different Light» достойным и логическим преемником великой триады ФВ «Perfect Symmetry «(1989), «Parallels «(1991) и «Inside Out» (1994)! Та же яркая фирменность, эмоциональность и душевность мелодики, текстовая глубина и философичность, хрупкая и прохладная атмосферность, с современным мощным звуком во стократ усилившиеся и достигшие наконец-то своего апогея! Конечно, ради справедливости стоило бы заметить, что не обошлось и без парочки ровных суховатых номеров ближе к альбомам «Disconnected» и «FWX», но особой роли не сыгравших. Но пластинка просто-таки шикарно хитова: это и открывающий воинственный прог хеви треш «One Thousand Fires», и коммерческий, но ошеломительной хитовый грув прог «Firefly», в припеве трансформирующийся в чудесный хард рок, и нежная акустическая баллада «Falling», и размеренный мрачнейший эпик «Into the Black».

«Darkness in a Different Light» — это однозначно победоносный камбэк американцев, который рубит с первого же прослушивания, в последствии открываясь с еще более привлекательных сторон. Работа действительно колоссальная и технически и мелодических. Однозначно в дискографии одна из лучших пластинок ФВ как минимум и настоящий шедевр прогрессив метала!

Fates Warning - Theories of Flight

Fates Warning — Theories Of Flight (2016)
Лейбл: InsideOut Music
Стиль: Progressive Metal

Через три года после супер удачного альбома «Darkness In A Different Light» (2013) американские монстры прогрессив метала Fates Warning вернулись со своей новой ядерной бомбой под названием «Theories Of Flight». Три года срок совсем не маленький, но в случае с Фейт, лучше такой промежуток и реально стоящая вещь, чем каждый год что-то невразумительное. А то, что Теории Полёта вещь стоящая, можно услышать с первого же их прослушивания. Да что там стоящая — американцы снова выпустили сильнейшую работу, один из лучших своих дисков, достойный находится на полке каждого уважающего себя поклонника прогрессивного метала!

Музыканты выдают прог метал топового и мирового уровня, ничем не уступая лучшим исполнителям стиля, которыми они безапелляционно и являются, достойно держа флаг и планку одних из создателей прога. И хотя официально гитарист Фрэнк Арести значится на альбоме как гость на двух песнях, на самом деле, он принимает непосредственное участие на всём альбоме. По сути Теории стали логическим и мелодическим продолжением как творчества группы 90х, так и современного образца последних трех альбомов с мощнейшим, забойнейшим и приятнейшим звучанием.

Что мне всегда нехватало у ФВ, так это вот такого плотного, басистого и всеобьемлющего звука. Местами американцы вообще жгут напропалую, задействуя треш риффы, что у них с успехом получается осуществить, а местами они мелодичны до уровня крайне мелодичного хард рока, что также очень положительно сказывается на общем разнообразии альбома. Вообще, хотя альбом полностью наследует «Darkness In A Different Light», всё-таки мне показалось, что инструментальных мелодий стало еще больше, тоесть кроме сухого техно прог музицирования, группа выдаёт действительно интересные инструментальные ходы.

Я восхищался еще на прошлом альбом насколько возрос с годами вокальный потенциал Рея Алдера, но здесь он поднял свой уровень еще выше. Рей конечно не скримит, как он это делал на альбоме «No Exit», но выкладывается на полную катушку, впечатляя проникновенностью и скрытыми ранее тембрами своего голоса. Иногда у меня складывается ощущение, что он напоминает даже Джеффа Скотта Сото или Дениэля Гильденлоу (Pain Of Salvation), когда того требуют музыкальные повороты песен. Ну, а в целом, он пользуется вокалом куда более грамотно, уверенно и разнообразней, чем раньше.

Реализовать все грани вокального мастерства Алдера отлично позволяет и материал — крайне эмоциональный, проникновенный, выразительный и атмосферный. ФВ это одна из немногих групп, которые умеют и умудряются удачно и гармонично совмещать в своей музыке мелодичность, атмосферику и высокую сложность и техничность материала, что на самом-то деле удаётся далеко не многим. И хороши они по всем пунктам. К счастью, к 12 альбому музыканты ФВ действительно развиваются и следуя рыночным условиям и возрастающим требованиям слушателей — идут в ногу со временем и отвечают всем этим необходимым вызовам и условиям, чтобы быть одним из лучших прог коллективов, не только с учётом былых заслуг, но и в настоящем времени. И на альбоме есть буквально всё, что надо каждому поклоннику стиля прог — безумные технарьства, атмосферные акустик проходы, в хорошем смысле коммерческие и впечатляюще навороченные хиты «SOS» и «The Light And Shade Of Things».

Ребята снова не подводят и достигают еще более ошеломительных результатов, успешно совмещая современные технологии и старые традиции, шагая в ногу со временем и оставаясь преданными однажды выбранному мелодическому и жанровому стилю. Шикарнейший альбом, который я могу рекомендовать поклонникам любых мелодичных стилей метала. Фейтсы уже достигли того универсального уровня, когда хорошая музыка это хорошая музыка, независимо от её стиля!