Savatage - Sirens

Savatage — Sirens (1983)

Американские пионеры хеви-метала Savatage были образованы в 1979 году на основе коллективов Tower и Alien братьями вокалистом Джоном Оливой и гитаристом Крисом Оливой, погибшим в 1993 году в результате автомобильной аварии, и изначально носили название Avatar, в итоге трансформированное в Savatage. Наибольшую популярностью музыканты получили в 90х благодаря серии погрессивно-ориентированных работ, в раннем творчестве далеко не сразу достигнув успеха в чартах.

Savatage в начале своего творческого пути это канонический, прямолинейный, агрессивный, качёвый и неторопливый американский хеви-метал, в отличие например от немецкой школы, лишённый эпичности и гимновости в подаче, и по атмосфере и внутреннему состоянию близкий к олдскульному американскому мрачному и злобному треш металу, что у американской школы в последствии всегда было своеобразной фишкой. Саунд у дебюта Саватаж довольно сырой и грязноватый, но при этом, и достаточно тяжелый и мощный, особенно как для 83 года. Отличительной чертой и козырем коллектива является его вокалист Джон Олива. Он харизматичен, оригинален и силён, исполнительски выразителен, энергичен и экспрессивен. У него резкий, надрывный и ироничный вокал, атмосферному и претензиозному материалу коллектива подходящий самым идеальнейшим образом.

О прогрессив-метале понятное дело на «Sirens» нет и речи, хотя материал достаточно технично и гармонично исполнен. Зато можно говорить о в самом деле самобытном видении и подаче материала, когда фирменный стиль исполнения и мелодики заметен невооружённым взглядом уже с первой же заглавной песни «Sirens», которая становится на этом альбоме единственным и неповторимым хитом и одной из главных визитных карточек Savatage 80х. В принципе, по своему напористому духу сейчас Savatage довольно-таки близки к ранним американцам Metal Church и Crimson Glory, датчанам Mercyful Fate сочувствуют в атмосферике, а канадцам Anvil не уступают в моще. К чести же группы стоит отнести то, что влияния на неё Прист, Мейден и Саббат, как отцов хеви-метала, прямого и нет, что само по себе уже вызывает глубокое уважение к Savatage как коллективу самобытному и талантливому.

Ни для кого не секрет, что дебют Savatage не стал культовым альбомом и не оказал отдельного влияния на хеви-метал, но вместе с тем, он задекларировал за группой статус самобытных пионеров американского хеви, представив хоть и достаточно ровный и характерный для своего времени материал, но и по меркам этого же времени вполне крепкий и сильный, и, как минимум, представляющий интерес для поклонников самой группы и американского хеви-метала, для которого он несомненно является его классикой и истоками.

Savatage - Power of the Night

Savatage — Power of the Night (1985)

В 1985 году американские ветераны хеви-метала Savatage подписали контракт с лейблом Atlantic Records и выпустили второй альбом «Power of the Night», спродюсированный Максом Норманом, известным в будущем по работе с Megadeth на альбоме 1992 года «Countdown to Extinction». Работа Нормана действительно хороша, особенно по сравнению с сырым и низкокачественно записанным дебютом. Хотя на тяжесть ребята, как и на дебюте, особо не жмут, но выдают достаточно мощный, качёвый и драйвовый американский хеви-метал.

Стоит признать, что Savatage не стоят на месте и прогрессируют по всем фронтам. Про звук уже было сказано. Если с техникой исполнения у них всё было отлично и на дебютном альбоме, то на «Power of the Night», кроме того, что всё звучит очень профессионально и гармонично в техническом плане, то здесь ещё и более уверенней, твёрже, напористей и самобытней в плане подачи. Растёт и мелодизм группы, радуя более ярким и выразительным содержанием, не говоря уже о его так же самобытном характере. Альбом интересен ещё и своей компоновкой, где каждая песня наделена своим особенным почерком и стилем. При этом всём великолепии, Savatage могут похвастаться ещё и отличнейшим харизматичным и оригинальным вокалом Джона Оливы, интонационность и диапазон которого не уступает лучшим вокалистам хеви-метала.

Ништяки начинаются с первого же заглавного номера «Power of the Night», наделенного морем драйва, сарказма и стиляжности. На «Unusual» американцы впечатляющим образом выдают атмосферный и мистический номер в лучших традициях Кинга Даймонда, на «Warriors» и «Necrophilia» тру-хеви металлический угар с привкусом ретро-треша аля Metal Church, а на «Hard for Love» и «Fountain of Youth» дерзкий хард-рок в духе проделок 80х от Twisted Sister и W.A.S.P. Великолепная концовка в виде красивой и мечтательной баллады «In the Dream» придётся по душе особенно поклонникам позднего творчества Savatage, поскольку она не уступит и другим известным медлякам этих американцев.

Прекрасный альбом сделали в 85 году Savatage, подав действительно заявку на успех и претендент на один из лучших альбомов группы в 80х. Не сказать, что «Power of the Night» подарил миру хеви-метала какие-то вечные хиты, но в рамках творчества этого коллектива выпустил пластинку довольно-таки показательную и сильную, материал действительно высокого и мирового уровня, достойный для внимания всех поклонников олдскула!

Savatage - Fight for the Rock

Savatage — Fight for the Rock (1986)

Третий альбом американских ветеранов хеви-метала Savatage по заявлениям группы был выпущен ею из-под палки лейбла и получил негативный отклик у поклонников и прессы, да и самими музыкантами был не особо любим. После этого диска вокалист Джон Олива впал в алко и нарко зависимость, но потом команда всё же пришла в себя и выпустила свой первый коммерчески успешный альбом «Hall of the Mountain King».

И я в принципе могу понять прессу и фанатов за их нападки на группу, ведь Саватаж упростился до максимума, заиграв самый настоящий хард рок, да ещё и с привкусом глэма наподобие Мотликов. Но по факту никакого провала не случилось и, не учитывая этого спорного изменения стиля, группа выпустила вполне крепкий и сильный альбомец со своими оригинальными и узнаваемыми мелодиями, душевными и проникновенными, просто поданными в более лёгких и доступных аранжировках. Да и сказать, что это прямо не Саватаж никак нельзя, взять например вполне себе хеви металлический мощнецкий заглавный номер «Fight for the Rock» или заключительный атмосферный хоррор-боевичёк «Red Light Paradise» и вы получите всё тот же Саватаж прошлых альбомов.

Да и потом, видимо у этой же прессы и фанатов того времени была короткая память, потому как «Fight for the Rock» тому же дебюту спокойно и уверенно утирает нос и более качественным продакшином, и более сильным и ярким мелодическим содержанием. Поэтому, «Fight for the Rock» обьективно отличная работа, особенно для своего времени, пускай и в нетипичном для группы роковом стиле, но от этого ни капли не становящаяся хуже или слабей. Материал конечно ровный, но весьма добротный.

Savatage - Hall of the Mountain King

Savatage — Hall of the Mountain King (1987)

В 1987 году американские ветераны хеви-метала Savatage выпустили свой первый коммерчески успешный альбом «Hall of the Mountain King», который попал на 116 место альбомного чарта US Billboard 200, а клипы на заглавную композицию и песню «24 Hours Ago» получили ротацию в МТВшном Headbangers Ball’е. Активное участие в создании текстов и продюсировании данного альбома, что примечательно, принимал композитор, промоутер и продюсер Пол О’Нейлл, известный по работе с Aerosmith, AC/DC, Def Leppard, Ted Nugent, New York Dolls, Scorpions, Joan Jett и мн. др.

Альбом действительно благодаря стараниям О’Нейлла получил отличные и интересные тексты песен и наконец-то мощное звучание, которым ранее Savatage похвастаться, увы, не мог. Пожалуй, на нём группа достигла практически верха мощи, на последующих дисках лишь отшлифовывая кристальность и красоту саунда. Холл же звучит как истинный хеви-метал продукт 80х и никакой роковости в его звучании, в отличие от прошлых дисков группы, как собственно и в технике, нет и в помине. И вот о технике — Холл это первый альбом того самого симфонического и прогрессивного Savatage, за который большинство его узнало, а потом и полюбило. И к такой кардинальной смене стиля, как известно, приложил также свою руку Пол О’Нейлл.

Да, действительно, на «Hall of the Mountain King» группа впервые использовала прогрессивные элементы в виде изменений ритма, нестандарно-ломанного темпа и усложнений структуры песен, а также симфонические элементы, что ей удалось проделать профессионально и гармонично, ведь даже на стартовом творении она отличалась недюженной техничностью и слаженностью игры. Так что в общем, ничего и удивительного, что и на Холле команда исполнила навороченный прогрессив хеви-метал будто всю жизнь только его и играла, выдав вполне приличный образец материала скажем в духе Mercyful Fate и King Diamond. Правда от меня не укрылся и тот факт, что прогрессив у ребят как-то очень быстро и резко закончился уже во второй половине пластинки, где они снова заиграли довольно-таки прямолинейный и агрессивный американский хеви. Этот факт, к счастью, совсем не омрачил впечатления от альбома, под завязку набитого хитами разного сорта: от жёстких и агрессивных до задушевных и эмоциональных. Заглавный же эпик альбома составил новую компанию череде шедевров Savatage.

«Hall of the Mountain King» впечатляет. Совершенно заслуженно один из лучших альбомов Savatage и всего американского хеви-метала вообще. Казалось бы, мелодически всё тот же узнаваемый Savatage, но сконцентрирован до максимума, подан на более высоком уровне, чем ранее, а величественен в каждой своей ноте и звуке. Всё-таки ненавязчивые и не постоянные элементы прогрессива пошли группе на пользу, сделав её материал в разы интересней, свежей и интеллектуальней. При этом, команда всё ещё сохранила и искренний дух хеви-метала 80х, вместе с таким навороченным технически подходом, звуча по истине уникально и самобытно.

Savatage - Gutter Ballet

Savatage — Gutter Ballet (1989)

Пятый альбом американских ветеранов хеви-метала Savatage «Gutter Ballet» — с одной стороны это логическое продолжение предыдущего альбома «Hall of the Mountain King», представляющее собой преимущественно неторопливый, самобытный американский хеви-метал с несколькими уходами в клавишно-симфонический прогрессив. Но с другой стороны, материал более современен, интеллектуален и утончён в отличие от раннего творчества, над каждой его песней парит ощущение прогрессивности, в связи с чем, он и менее олдскулен и прямолинеен.

Наиболее выдающимися хитами я бы назвал эпические и прогрессивные номера такие, как заглавный трек и «When the Crowds Are Gone», в которых можно заметить некоторую оперную настройку, идущую от увлечения вокалиста Джона Оливы Ллойд Веберовской оперой, а также проникновенную балладу «Summer’s Rain», которую со всем почётом можно включить в золотой фонд медляков Savatage. Материал, в прочем, весь очень сильный и выразительный мелодически, прямолинейные боевики радуют не малым драйвом и напором, а прогрессивные вещи — красотой и академичностью. Хватает альбому и атмосферности, чем, кстати, всегда славилась группа. Настроение у альбома возвышенно-грустное, оперные тона придают ему некоей величественности, тогда как металлическая часть мощи и трезвости. Джон Олива как вокалист великолепен, очень разнопланов, эмоционален и артистичен, а что уже говорить о всех остальных музыкантах, которые могут и жару дату не хуже любых других отцов хеви-метала, и сверкнуть ультра-техничными зарисовками на уровне не меньше, чем Dream Theater и Fates Warning.

Вообще, альбом на самом деле очень цельное и целостное полотно, из которого сложно что-то выделить и нужно вкушать акт за актом как самую настоящую оперу. В данном случае — метал оперу. А по сему, и не удивительно, что «Gutter Ballet» стал переломной работой для Savatage, ещё более уверенно направив группу на путь прогрессивного метала. В то же время, я не могу не отметить сильного влияния и американского хеви-метала в «Gutter Ballet», что также великолепно, и также одна из его сильных сторон. «Gutter Ballet» — одна из лучших работ Savatagе, американского хеви-метала вообще и показательный пример построения стиля прогрессив хеви-метал.

Savatage - Streets: A Rock Opera

Savatage — Streets (1991)

В 1991 году американские ветераны хеви-метала Savatage выпустили так называемую рок-оперу «Streets», концепция которой основана на бродвейской пьесе продюсера Пола О’Нейлла о взлёте и падении вымышленной рок-звезды/наркодиллера DT Jesus (также De-Tox или Down-Town). Идея выпустить рок-оперу появилась у группы еще на альбоме Hall of the Mountain King’87 и фрагментарно была реализована на предыдущем диске Gutter Ballet’89. Следующие два альбома после «Streets» выходили с Заком Стивенсом на вокале, так как Джон Олива сосредоточился на сольной карьере в группах Doctor Butcher и Romanov, оставаясь в Savatage в роли сочинителя. «Streets» считается одним из лучших альбомов Savatage, хотя изначально по данным Википедии реакцию на его выход подпортил рассвет гранжа, но время расставило всё по своих местах и альбом оценили-таки по достоинству спустя годы.

Итак, «Streets». Все фанаты Savatage любят «Streets», потому что это альбом совершенно нового, прогрессивного и не олдскульного Savatage, на котором по сути и хеви-метала почти нет-то и как минимум половину его занимают тяжёлые прогрессивные рок/метал баллады, которых у группы в принципе раньше таких не было, пара прог хеви-метал номеров в узнаваемом стиле предыдущих двух альбомов, а также открывающий, неожиданно тягучий традишинал дум-метал эпик «Streets» в лучших традициях Black Sabbath и Candlemass. Материал, как видно, далёкий от драйва и агрессии предыдущих работ, преимущественно атмосферный, эмоциональный и действительно театрализованный. Хотя мелодика Savatage, несомненно, узнаётся и тут, но действительно «Streets» это альбом переломный, необычный и нестандартный для группы. И как бывает в подобных случаях, «Streets» это удивительно хитовая работа, особенно для Savatage, которых всегда хватало максимум на 2-3 хита. «Streets» же на процентов 90 работа хитовая и все эти хиты это именно заглавный номер и упомянутые уже баллады. Ещё 10% песни в более тяжёлом и прямолинейном прог-хеви стиле и тоже крайне сильные.

«Streets» потрясает до глубины души наплывом эмоций, плотностью, силой атмосферы и трагичностью лирики, цепляет до самой мозговой коры драматичностью и красотой мелодики, и заставляет по новому взглянуть на группу как некое неординарное и уникальное явление на рок и метал сцене. Альбом скорее даже более роковый, чем металлический по своему духу, так как в его философии чувствуется больше рок необузданность и энергетика, нежели первобытная мощь метала, и это по-своему придаёт «Streets» некой изюминки и стильности, узнаваемости и оригинальности. Альбом «Streets», как отдельно взятое творение в рок-музыке, несомненно важный и ценный артефакт, а в творчестве Savatage — первозданный продукт, неповторимый и невозможный для подражания. И, что примечательно, в дальнейшем Savatage и не пытались его повторить, оставаясь просто собой и тем, чем они стали после него. А стали они в очередной раз великим и грандиозным мировым рок и метал событием.

Savatage - Edge of Thorns

Savatage — Edge of Thorns (1993)

После окончания тура в поддержку альбома американских ветеранов хеви-метала Savatage «Streets» один из их лидеров и композиторов, вокалист Джон Олива, покинул Savatage по официальным заявлениям команды с целью сосредоточиться над хеви-метал проектом Doctor Butcher и бродвейским рок-проектом Romanov, сейчас известным как Trans-Siberian Orchestra. Также в прессе курсировали слухи о якобы проблемах с вокалом у Оливы, которые в итоге так и не нашли подтверждения от последнего. В интервью Джон сетовал на давление со стороны лейбла и желание играть более прямолинейный и тяжёлый стафф, который в итоге и вылился в появление проекта Doctor Butcher.

В 1993 году поклонники были поставлены перед моральным выбором принять нового вокалиста Savatage, которым был избран Зак Стивенс из малоизвестной хард рок команды Wicked Witch, и по сей день не выпустившей ничего кроме пары демок и сборника на их основе. Но, как не странно, по этим демкам уже можно было услышать, что Зак идеально впишется в новый материал Savatage. Поэтому да, группа сделала правильный выбор в лице Зака, на то время обладающего харизматичным, оригинальным и сильным вокалом. С ним группа Savatage действительно зазвучала свежее, при этом, как не странно, не став кавер-группой на себя саму, а как бы открыв новую главу в своём творчестве. С одной стороны было и жаль, что Джон Олива перестал петь в Savatage, а с другой стороны сильный материал и прекрасный вокал Зака заставил проникнуться положительными эмоциями и к этой главе Savatage, как к отдельно взятому этапу в её творчестве. Во всяком случае, слушая хитовейшие песни альбома «Edge of Thorns», не возникает и тени сомнений, что они могли бы звучать лучше с Оливой или каким-то другим вокалистом. Нет, Стивенс это что называется вокалист «Edge of Thorns» и точка.

Кроме того, что на «Edge of Thorns» начался новый этап в карьере Savatage в связи с новым вокалистом, так ещё и по материалу это была некая новая глава в творчестве коллектива. Как известно, песни с «Edge of Thorns» с удовольствием крутили по радио и группа впервые получила мейнстримовый успех, что, кстати говоря, не мало шокировало Джона Оливу, который принимал непосредственное участие в их сочинении, но с ним Savatage почему-то такого успеха не получал. И не сказать, что это был совершенно новый стиль для Savatage, поскольку подобный материал группа и ранее уже культивировала в своём прогрессивном и прямолинейном хеви-метале альбомов «Hall of the Mountain King» и «Gutter Ballet». Но после тотального прогрессива «Streets» откат в сторону «Hall of the Mountain King» и «Gutter Ballet» звучит как некое упрощение музыки и возврат к корням. При этом, в «Edge of Thorns» нет мрачной атмосферы раннего Savatage и нет подавленной атмосферы Savatage с Оливой 90х, зато есть лёгкая и величественная грусть, шлейф стильности и модности 90х, более современных и эмоционально свежих.

Музыка «Edge of Thorns» звучит очень воздушно, легко, утончённо и красиво. Я думаю, что это и подкупило ту публику, воодушевив её свежим, интеллектуальным, но и при этом всём, вполне доступным и доходчивым материалом. Тут и скрыт главный секрет «Edge of Thorns», на котором Savatage мелодически может и стал доступнее и проще, но продуманность и сложность его аранжировок не может не впечатлять и не выдавать высочайший уровень профессионалов мирового уровня и класса из Savatage. Группа действительно звучит радио-ориентированно, но кто ещё из хеви-метал групп так же активно использовал клавишные аранжировки и акустику?! Чей ещё хеви-метал был настолько же мелодичен, насколько и интеллектуален, и заковырист?! Сложно что-то выделить из этого альбома, ибо он крайне силён и целостен. Может это одноимённый эпик «Edge of Thorns» или прогрессивная рок-баллада «Follow Me», а может это…?!…

Сложно называть альбом без Джона Оливы одним из лучших, но так оно и есть на самом деле. Джон Олива живёт в песнях «Edge of Thorns», это музыка Оливы кто бы её не спел. А спел её просто великолепно Зак Стивенс, за что ему и глубочайший поклон. Наверное «Edge of Thorns» ещё больше Savatage, чем Savatage на альбоме «Streets: A Rock Opera», потому что Savatage это именно этот крутой и навороченный прог-хеви «Edge of Thorns», а не бродвейские драмы «Streets». Как не удивительно, но Savatage 80х вернулся именно на «Edge of Thorns», пускай и зазвучав в соответствии с своим временем актуально и современно. На мой взгляд, «Edge of Thorns» это достойное продолжение великого альбома «Gutter Ballet», более того, правильное и честное продолжение по отношению к поклонникам и к самой группе. А спустя пол года в автомобильной аварии погиб гитарист Крис Олива и металлическая сцена потеряла одного из её талантливейших гитаристов и авторов песен…

Savatage - Handful of Rain

Savatage — Handful of Rain (1994)

17 октября 1993 года один из основателей, гитарист и автор песен американских ветеранов хеви-метала Savatage, Крис Олива, был убит в результате столкновения с грузовиком, управляемым пьяным водителем. С Крисом вышло 8 полноформатных студийных альбомов Savatage, последним из которых был диск 1993 года «Edge of Thorns». В память о Крисе его брат, вокалист и автор песен Джон Олива совместно с клавишником, гитаристом, автором текстов и продюсером Полом О’нейлом решили продолжить студийную и концертную деятельность Savatage и уже в 1994 выпустили его новый альбом «Handful of Rain».

По сути «Handful of Rain» это сольный альбом Джона Оливы на вокале с Заком Стивенсом, поскольку кроме «Taunting Cobras» и «Nothing’s Going On» авторства Криса, все песни сочинил именно Джон и Пол в части лирики. Также Джон сыграл партии ударных, бас, ритм и лид-гитары, а гитарные соло-партии исполнил Алекс Скольник из Testament. Но честно говоря, до того, как я узнал об этом всём, я вообще не задумывался о каких-либо подобных ньюансах и включи мне за «Edge of Thorns» сразу же «Handful of Rain», я бы вряд ли отличил один от другого. Savatage выдали совершенно логичное продолжение «Edge of Thorns» (1993). Может где-то менее лирическое и более жёсткое, но по общим впечатлениям всё же мало чем друг от друга отличающееся.

«Handful of Rain» это, как и альбомом ранее, интеллектуальный и интилигентный прогрессив хеви-метал с навороченными аранжировками, частыми сменами ритма, яркими клавишными запилами на фоне драйвовых риффов и качёвых ритмов, спетый сочным и мощным баритоном Зака Стивенса, идеально подходящим для подобного рода музыки, отлично раскрывающей все возможности его проникновенного, эмоционального и харизматичного вокала.

Пластинка очень сильная, очень по-саватажевски фирменная и узнаваемая, с количеством энергетики и драйва не меньшим, чем лиричности и красоты. Особенной хитовостью на общем фоне, на мой взгляд, выделяются более драматические вещи подобно «Castles Burning» и «Watching You Fall», но стоит также отметить и похвальное утяжеление на забойных боевиках от Криса Оливы «Taunting Cobras» и «Nothing’s Going On», и эффектные оперные вокальные-дуэли в духе Queen на эпике «Chance».

«Handful of Rain», на мой взгляд, это еще один классический альбом группы Savatage и не меньше, чем еще один из лучших её альбомов, прекрасно демонстрирующий то, что Джон Олива несмотря на печальные события в жизни, связанные с потерей родного человека, держится изо всех сил, отчаянно предан своему делу и выкладывается до остатка, а остальные участники сего действа ему от души помогают. Еще один достойнейший альбом великой группы, рекомендованный всем и каждому!

Savatage - Dead Winter Dead

Savatage — Dead Winter Dead (1995)

Третий альбом американских ветеранов хеви-метала Savatage с вокалистом Заком Стивенсом «Dead Winter Dead» выходил в особо обновлённом составе. По сути от группы остались лишь басист John Lee Middleton, да упомянутый Зак на вокале, тогда как гитариста Алекса Скольника заменил Крис Кэффери, плюс добавился ещё один гитарист Эл Питрелли, известный на то время как туровый гитарист Элиса Купера. Барабанить согласился коллега Джона Оливы по Doctor Butcher — Джефф Плейт. Авторски-клавишный тандем в лице Оливы и Пола О’Нейла остался прежним.

Итак, «Dead Winter Dead» — это вторая работа Savatage после «Streets» в так называемом стиле рок-оперы. Он, как и «Streets», выполнен в прогрессивно роковом стиле, а не прогрессивно хеви-металлическом. Также музыка менее балладного типа, но спокойно-размеренного. Если на «Streets» американцы жали на драматичность, то «Dead Winter Dead» это работа скорее атмосферно-пространного толка, являющая собой эдакую выжимку из творчества предыдущих двух альбомов с Стивенсом, лишённую мощи и драйва, зато открывающую неприкрытые истинные чувства, эмоции и мелодизм Savatage.

«Dead Winter Dead» очень прогстерское полотно, может менее рваное по ритмам, чем предыдущие диски группы, но это по сути своей самый проговый альбом Savatage на то время, да и пожалуй и сейчас. Если «Streets» был неожиданно экспериментальным рок-альбомом, то «Dead Winter Dead» и вовсе нечто новенькое на основе и так свежего Savatage 90х. Но мелодический стиль команды безошибочно узнаётся, просто подан он в более академическом, задумчивом и атмосферном обрамлении, чему например яркое доказательство такой номер, как грозный и мрачный эпик «I Am», исполненный дьявольским вокалом Джоном Оливой, как некая ретроспектива с позиции 95 года на первые работы группы с их привкусом мистицизма. Материал целиком и полностью хорош, а как красиво и мощно спет оригинальным и харизматичным Захари, но, как не странно, самыми хитовыми песнями получились, как и на Стритсах, именно баллады — «This Is the Time (1990)», «This Isn’t What We Meant» и «Not What You See». Душераздирающие, романтичные, красивейшие баллады…

«Dead Winter Dead» очень классный альбом, вызывающий ностальгию и ассоциации с Savatage времён классического состава и непосредственно рок-оперы «Streets», но при этом, являющийся и современным Savatage, вызывающим эмоции, которые мы испытываем к Savatage с Заком. Альбом воспринимается несколько иначе, чем предыдущие диски с Заком, но составляет им прекрасную компанию. Ничего иного, чем классикой хеви-метала и прогрессив хеви-метала «Dead Winter Dead» не назовёшь. Отменная работа, пускай не на каждый день, но как образец рок-оперы — великолепная и шикарная!

Savatage - The Wake of Magellan

Savatage — The Wake of Magellan (1997)

«The Wake of Magellan» — четвёртый и последний альбом с Заком Стивенсом на вокале американских ветеранов хеви-метала Savatage, повествующий историю старого испанского моряка, который считал себя потомком великого мореплавателя Фернана Магеллана. Сюжет также построен на двух реальных событиях из историй о тайваньском корабле Maersk Dubai, капитан которого, обнаружив на борту четверых молодых ребят из Румынии, несмотря на их просьбы, приказал выбросить троих из них за борт, и ирландской журналистке Веронике Герин, не пожелавшей закрыть глаза на действия наркомафии, хозяйничавшей в её городе.

В музыкальном плане «The Wake of Magellan» звучит с одной стороны как продолжение работ с Заком в виде современного, яркого и открытого для слушателя прогрессив хеви-метала с узнаваемым и харизматичным вокалом Зака, а с другой стороны и в особенности на нескольких песнях, где спел своим резким и режущим войсом Джон Олива, как некое развитие классического Savatage с Оливой, продолжение которого мы услышим на следующей работе Savatage «Poets and Madmen» (2001), сольниках Оливы и первых дисках Circle II Circle, группе Зака Стивенса. Если с песнями в духе предыдущих альбомов с Заком всё понятно — это как всегда мажорно-лайтовые полубалладные эпики, то вот эти композиции с Оливой, это чертовски интересные опусы. Особенно в этом плане примечателен боевик «Paragons of Innocence», который выполнен будто бы в мелодической прогресии последнего Оливского диска «Streets», но уже не в балладном варианте, а в виде настоящего боевика, тяжёлого, агрессивного и эпичного. Эта песня хорошо раскрыла характер будущего Savatage, который, в том числе, возродился и в сольниках Оливы, и работах Circle II Circle авторства Джона.

На Маггелане же мы услышим в последний раз Savatage Зака Стивенса и закончится он с ним очень достойно, порадовав нас даже могучим 8 минутным шедевром-эпиком «The Hourglass» и очень хитовым, хлёстким боевичком «Blackjack Guillotine». Как не странно, но музыка Savatage настолько пропиталась духом нового времени с Заком, что стала уже можно сказать классической, благодаря чему и «The Wake of Magellan» оставляет стойкое впечатление классической работы группы, особенно на фоне последующего диска «Poets and Madmen» (2001). Маггелан будто из последних сил пытается цепляться за дух золотых 80х, лишь частично пропуская атмосферу современности, и это ему вполне удаётся. Savatage всё так же хорош, как и ранее, в этом нет и не может быть никаких сомнений!

Savatage - Poets and Madmen

Savatage — Poets and Madmen (2001)

11й и последний на данный момент студийный альбом американских ветеранов хеви-метала Savatage «Poets and Madmen» стал первой работой для вокалиста Джона Оливы после альбома 1991 года «Streets». Альбом официально выходил уже с гостевым участием гитариста Эла Питрелли, который записал пару партий для Поэтс и ушёл в тогдашний состав Megadeth. Текстовая концепция «Poets and Madmen» основана на вымышленной истории реального журналиста Кевина Картера. Тексты довольно-таки мрачного и атмосферного характера, хотя когда они не были такими у Savatage?…

Но альбом действительно не в пример лайтовым дискам с Заком Стивенсом мрачный, атмосферный и часто агрессивный. В тоже время, на нём достаточно ярких и красивых клавишных партий и баллад. В остальном, альбом развил начавшиеся тенденции предыдущего диска «The Wake of Magellan», окончательно разорвав связь с олдскулом 80х и явив собой довольно-таки современный прогрессив и прогрессив хеви-метал, звучащий свежо, ярко и в духе своего времени. При этом, группа сохранила свою оригинальную мелодику и самобытную подачу, наконец-то осуществив давно назревающий шаг в современность. Где-то в примерно таком же ключе ещё много лет выходили сольники и у Оливы, и у команды Зака Стивенса Circle II Circle.

Не ошибусь, если скажу, что «Poets and Madmen» стал для многих в начале 2000х тем диском, благодаря которому они и познакомились с Savatage. Среди этих счастливчиков был и я, о чём я не жалел ни тогда, ни сейчас. Альбом сразу же впечатлил плотной и мрачной атмосферой мистических клавиш, подкрепляемых мощными гитарами, нетривиальными изменениями темпов и рваных ритмов, и в общем, сильной и яркой вокальной мелодикой. Олива чертовски хорош на этом альбоме. Это его триумф и камбэк в большой метал, для которого он выложился на полную катушку. Он очень экспрессивен, энергичен и силён. Харизма и эмоциональность его бьёт ключём. «Poets and Madmen» это альбом исключительно для резкого и грозного вокала Оливы, пускай некоторые песни отлично спел бы и Зак, но большинство материала всё же настолько ядерно, что я просто не представляю никого другого кроме Джона за микрофонной стойкой.

Если всё же попытаться глубже копнуть в суть «Poets and Madmen», то мне кажется что он неким образом произрастает из стиля и духа таких дисков, как «Gutter Ballet» и «Streets», на которых вспыхнула и заглохла некая частичка Savatage, дабы дать ход более прямолинейному и доступному материалу с Заком. У этой частички своя особенная и специфическая стильность и шарм. Сейчас американцы с Оливой уже не настолько роковы или балладны, и их размеренные композиции, впитавшие и рок, и балладность звучат очень эпично и навороченно, не производя впечатления балладного или хард рокового стиля, как это было например на преимущественно балладном «Streets» или хардовом «Fight For The Rock». «Poets and Madmen» отлично демонстрирует прогресс и эволюцию Savatage как уникального и самобытного коллектива. С другой стороны подобный материал мы частично слышали уже и на Магеллане, но наличие Оливы за микрофоном всё же заставляет воспринимать «Poets and Madmen» в отличном от Магеллана ключе и как некую новую главу в творчестве Savatage.

Альбом архи-сильный, потому как каждая его песня это 100% хит, что случалось у Savatage в таком огромном количестве не так и часто, а на мой взгляд, так вообще лишь на «Streets». Так завершить карьеру ещё надо уметь! Снова-таки на мой взгляд, здесь Savatage дошли до той точки кипения, когда двигаться дальше в таком же духе было бы просто повторением себя, почему Оливе и было намного комфортнее дальше реализовывать свои идеи в рамках нового проекта, не имея цели поставить новую планку или достичь новой высоты с Savatage. «Poets and Madmen» это настоящий шедевр прогрессив метала и хеви-метала и этим всё сказано. Более чем достойный конец для таких монстров хеви-метала как Savatage. На такой ноте не стыдно и отойти в мир иной!