Автор рецензий: Jackhammer 

Thunderstone - Thunderstone

Thunderstone — Thunderstone (2002)

Финские пауэрщики Thunderstone были образованы в начале 2000 года как сайд проект гитариста Nino Laurenne из треш метал команды Antidote. Записав несколько демо с собственным вокалом, Нино решил что так дальше дело не пойдёт и пригласил в группу басиста Antidote, Titus Hjelm, вокалиста Pasi Rantanen, на то время отметившегося разве что на бэк вокале у прогстеров Tunnelvision, и уже тогда известного барабанщика Mirka Rantanen (Kotipelto, Warmen, Loud Crowd). И последним звеном группы стал клавишник Kari Tornack, нигде до этого особо не засветившийся, кроме нескольких незначительных гостевых участий. Таким составом команда записала и выпустила свой первый сингл «Virus» и данный полноформатный одноимённый альбом. И всё это добро, смею заметить, вышло не непонятно где, а на именитом лейбле Nuclear Blast.

2002 год это как раз время расцвета того самого классического финского пауэра. Уже отшумели первые две шедевральные работы Sonata Arctica «Ecliptica» и «Silence», Stratovarius два года назад выпустил эпохальный «Infinite», в 2003 выдав первую часть «Элементов», Nightwish совершили все свои главные победы и в 2002 выпустил просто хороший и качественный «Century Child», Tarot в 2003 выпустил сильнейший «Suffer Our Pleasures». Ну а что же Thunderstone? А у этих финнов просто случился хороший и крепкий старт.

Ребята взяли за основу всё тот же классический финский пауэр метал, напоминающий всех его лучших представителей, упомянутых выше. Все фирменные фишки стиля и указанных групп в виде скоростных клавишных поливов и вообще ярких клавишных партий, мощных и мелодичных риффов, узнаваемой фирменной финской мелодики нашли своё отражение на альбоме «Thunderstone». В техническом плане на своём дебюте команда показала результаты сродни группам, которые годами отрабатывали технику исполнения и выпустили не один десяток альбомов! Их уровень сыгранности и техничности, гармоничность исполнения, не говоря уже о качестве звучания, не уступал ничем от вышеуказанных команд! По всем параметрам реализации «Thunderstone» показал уровень настоящей «фирмы» да и только!

Также, группе очень повезло с вокалистом Паси, ставшим настоящим открытием для финской пауэр метал сцены. Его вокал сразу узнавался благодаря харизматичной хрипотце и своеобразному тембру, хотя его вокальный регистр и крайне отличался от высокоголосых финских вокаллеров типа Тимо Котипелто и Тони Какко. Паси скорее походил например на хардовых и надрывных Гаса Монсанто (Human Fortress,ex-Revolution Renaissance) и Джонни Джоелли (Axel Rudi Pell). И на данный момент Рантанен остаётся одним из лучших и популярных финских рок и метал вокалистов, чему доказательство шальное количество гостевых его участий в каких только можно проектах как из Финляндии, так и из других стран, а также выигрыш Thunderstone второго места на финском Eurovision Song Contest.

Касаемо непосредственно удачности и хитовости мелодий на альбоме, то они получились у группы очень скромными и сдержанными. Музыка в большинстве ровная, хотя местами случаются и откровения в виде скоростного боевика «Let The Demons Free» или динамичного синглового «Virus». На своё время альбом не произвёл совершенного никакого фурора, но хорошо заявил о группе, показав большие надежды, которые в последствии оправдались уже на следующем очень сильном диске «The Burning».

Дебютник же Thunderstone просто приятно слушать, особенно если вы любитель финской пауэр метал сцены — отличный вокал, качественная реализация, приятные и эмоциональные мелодии, разнообразный и разноплановый материал в целом. Ну, а настоящие хиты и самое интересное началось на последующем «The Burning».

Thunderstone - The Burning

Thunderstone — The Burning (2004)

Второй альбом финнских хеви-металистов Thunderstone «The Burning» представляет собой весьма качественный финский пауэр, построенный на лучших традициях ведущих производителей финского хеви-метала, и наиболее напоминающий Stratovarius конца 90х. Альбом характеризуют упор на фирменно-финские клавишные запилы, меланхоличная и мрачноватая атмосфера, эмоциональный вокал, напоминающий Джонни Джоэлли (Axel Rudi Pell) и, конечно же, красивые и печальные мелодии в духе именно финской школы хеви. Качество записи, реализованное с помощью Микко Кармиллы и Микко Джусиллы, является топовым образчиком того, как должен звучат мощный и мелодичный пауэр вообще. При всей каноничности исполнения и мелодики, Thunderstone в положительную сторону отличает яркий композиторский талант музыкантов. Диск хитовый и цепляющий, а особенно удались такие композиции, как среднетемповые «Until We Touch The Burning Sun», «Mirror Never Lies» и красивейшая баллада «Sea Of Sorrow», которой позавидовал бы и сам Ричи Блэкмор да Аксель Руди Пелл! И альбом действительно очень хорош и на фоне тогдашних заунылых поздних Элементов Stratovarius, насквозь коммерческого «Once» от Nightwish и мутного «Reckoning Night» Sonata Arctica — как никто другой поддерживающий истинный финский хеви живым.

Thunderstone - Tools of Destruction

Thunderstone — Tools Of Destruction (2005)

Альбом «Tools Of Destruction», без сомнения, один из лучших дисков в пауэре за 2005 год! Удивительно, как такие молодые группы, навроде Thunderstone, могут выпускать такие сильные творения, когда в это же самое время некоторые и гранды жанра уже не знают, что и предложить своим слушателям! Финны делают робкие шаги в создании своего собственного лица, отличного от отцов финского пауэра Stratovarius и вот уже качество звучания музыкального материала нового альбома на порядок плотнее и жестче, нежели альбомами ранее, на которых курс стоял исключительно на подражание легковесным Stratovarius. У финнов теперь намного больше драйвовых гитарных риффов, хотя не забывают они конечно и о клавишах, ставка на которые уже всё же не делается. А порой драйв достигает таких масштабов, что впору вспомнить и Brainstorm с Primal Fear!

Сам же музыкальный материал очень хитов и разнообразен, а в сравнении с предыдущим страто-ориентированным альбомом «The Burning», кажется более самобытным и оригинальным. А посему музыкальный прогресс группы впечатляет и даже вокал Паси Рантанена ещё более окреп и закалился. Если для кого-то предыдущий «The Burning» был мрачным опусом, то «Tools Of Destruction» и вовсе тонет в море печали, присыпанной меланхоличностью и вспышками гнева. В плане эмоциональности и атмосферики финны не пасуют и как никогда проникновенны. Отдельно стоило бы выделить открывающий ярчайший шлягер «Tool Of The Devil», необычайно динамичную и брутальную композицию «Liquid Of The Kings», душевнейшие среднетемповые вещи «I Will Come Again» и «Welcome To The Real», а также быстрые «киллеры» «The Last Song» и «Feel The Fire». При этом, прогрессивный и навороченный номер «Land Of Innocence» по силе мелодике и её яркости не уступает и более простым, и прямолинейным трекам. Просто прекрасно!

«Tools Of Destruction» в итоге, сильный и неожиданный релиз, ставящий точку в подражании финским кумирам и представляющий собой скромную попытку сделать что-то своё, при этом, не утратив ещё и природной мелодической оригинальности группы. Thunderstone на данном этапе вполне уже составляют конкуренцию мастодонтам финского хеви метала, Stratovarius и Nightwish, являясь не просто прилежным клоном, а чем-то большим и независимым. И для самих Thunderstone это действительно значительный шаг в развитии и укреплении как одного из лучших современных хеви-метал коллективов Финляндии, достигшего больших успехов и демонстрирующих творческий подъём которую работу подряд.

Thunderstone - Evolution 4.0

Thunderstone — Evolution 4.0 (2007)

Клеймо успешных клонов Stratovarius финским пауэрщикам Thunderstone довольно быстро надоело и уже в 2005 году на альбоме «Tools of Destruction» соответствующие инфлюенции сошли почти на нет и от финской школы у ребят в музыке мало что осталось. Всё ещё больше поменялось на альбоме «Evolution 4.0», где финны по какой-то причине решили удариться в прогрессив пауэр метал, как мне показалось, шведской пауэр метал школы. Звук стал не по-фински жёсткий, низким и агрессивным, клавишные партии само собой отпали как и клавишная ориентированность музыки, ну а мелодии и без того грустные, вообще стали откровенно депрессивными и мрачными.

Одним махом Thunderstone перерубили пуповину, связывающую их с классическим финским пауэром, став как будто совершенно другим коллективом, как будто не было всех тех лет «стратовариусовщины», клавишных дуэлей соревнующихся в быстроте с гитарами и финской холодной атмосферы. На смену этому всему пришли жёсткие, полутрешевые риффы и уже грязная и горькая «шведская» атмосфера, но при этом всём, оригинальная вокальная мелодика группы никуда не делась, как никуда не делся и харизматичный и красивый вокал Паси Рантанена, отлично вписавшийся в материал со своим немного хрипловатым и надрывным голосом. Хотя, есть ли какой-либо мелодичный материал, в который бы он вообще не вписался? По части реализации альбом вне всяких сомнений показал огромный профессионализм и выучку музыкантов. Никакой наивности, всё очень чётко, серьёзно и технично сыгранно, чисто и мощно записано. Писать хиты Thunderstone тоже ещё не разучились, чему яркое доказательство такие ярчайшие и супертоповые композиции как «Forevermore», «Holding on to My Pain» и «Roots of Anger», или просто хиты в пределах альбома «10.000 Ways», «Swirled», «Face in the Mirror», «Solid Ground», «Great Man Down», коих здесь почти все песни на альбоме!!!.

Конечно, предыдущие «стратоварческие» альбомы по сравнению с «Evolution 4.0» были более доступными и яркими, но и «Evolution 4.0» хитовая работа высокого уровня, заслуживающая потом и кровью крепкой и твёрдой пятёрки, хоть и с минусом за некоторую однообразность. Нужно смириться с тем, что Thunderstone пошли другим путём, своим путём, повзрослели, и что время подражания отцам окончательно и бесповоротно прошло. Как и многие команды типа Nightwish, Sonata Arctica, Battle Beast, так и Thunderstone вышли из колыбели классического финского пауэра найдя свою собственную дорожку в мире метала. От этого становиться немножко грустно, но мир не стоит на месте и нужно всегда двигаться дальше как нам, так и Thunderstone…

Thunderstone - Dirt Metal

Thunderstone — Dirt Metal (2009)

В 2007 году в связи с музыкальными разногласиями из финских пауэрщиков Thunderstone ушёл вокалист Паси Рантанен и клавишник Кари Торнак. Торнака заменил Юкка Каринен (Status Minor, Kenziner). Некоторое время вокалистом был Tommi “Tuple” Salmela из Tarot, а в феврале 2008 микрофонную стойку занял отличнейший вокалист-многостаночник Рик Альтци (At Vance, Frequency, Herman Frank, Masterplan, Sandalinas), с которым и вышел на лейбле Sony Music и SPV records данный альбом, после которого последовали масштабные гастроли, а в 2013 группа приказала долго жить….

Уже на предыдущем диске «Evolution 4.0» Thunderstone не были похожими на себя, но всё ещё оставались теми самыми Thunderstone с его приятной слуху мелодикой и классным вокалистом. То, что случилось с группой на «Dirt Metal», стало свидетельством практически полного перерождения их в совершенно новый коллектив. На это не мало повлиял и Альтзи со своими хардовитыми вокальным партиям, что, в прочем, совершенно не значит что Рик плох. Альтци просто великолепен и его красивый и харизматичный «надтреснутый» вокал наилучшим образом украсил новый материал команды.

По какой-то причине финны зазвучали в плане мелодики очень хард роково и ещё более по шведски, чем на «Evolution 4.0», прямо аки те же хардовики Talisman, Europe или швейцарцы Gotthard и Shakra. При этом же, в инструментальном плане им каким-то чудом всё же удалось совместить и угарный шведский прогрессив пауэр-метал, и уже указанный хард. Из-за этого альбом получился достаточно разнообразным и разноплановым, включил в себя как навороченные и забойные композиции, так и очень душевные и напевные хард треки.

Вообще, у группы на этом альбоме даже больше, чем всё отлично! Кроме идеального продакшина и несмотря на солянку стилей, «Dirt Metal» получился крайне хитовым альбомом, на котором одна песня краше другой. После достаточно ровного «Evolution 4.0» рассматриваемый «Dirt Metal» стал настоящим альбомом-хитом в дискографии Thunderstone. Слушая его совершенно не скучаешь за ушедшим Рантаненом или стилем старых пластинок, так как парни просто не дают заскучать. И жаль, и нет, но для Альтци «Dirt Metal» стал первым и последним альбомом в Thunderstone.

И хотя альбом этот коренным образом уже отличался от всего того, что делала группа раннее, он по праву может считаться одной из лучших пластинок группы на ряду с «The Burning» и «Tools of Destruction». Вот такие оказываются удачные перевоплощения бывают!

Thunderstone - Apocalypse Again

Thunderstone — Apocalypse Again (2016)

В 2011 году после успешных и широкомасштабных гастролей финские пауэрщики Thunderstone приостановили свою деятельность, но уже буквально в следующем 2012 лидер-гитарист Нино Лауринн и вокалист Паси Рантанен решили вернуть команду к жизни! Новость была просто шикарнейшая. Немного подпортил радушную атмосферу уход в 2013 именитого барабанщика Мирки Рантанена, но свято место пусто не бывает и его заменил не шибко известный, но достаточно квалифицированный Атте Палокангас (Agonizer, ex-Before The Dawn). Гастролировать группа, однако же, начала лишь в 2015 году и в нём же обзавелась поддержкой таких известных лейблов как AFM records в Европе и Marquee Records в Японии. При мощной поддержке со стороны таких толковых лейблов и учитывая классный состав, этой группе оставалось только удачно выстрелить новым альбомом, что она и не преминула сделать!

Нельзя сказать, что долгая пауза после выпуска альбома «Dirt Metal» как то сильно пошла группе на пользу, поскольку как он был сильнейшим и хитовейшим опусом финнов, так и новичёк «Apocalypse Again» совершенно позиций не сбавил, шиканув практически 100% хитовым материалом! При этом, группа снова кардинально изменила свой стиль, вернувшись на много лет назад в славные времена «Tools of Destruction» и заиграв несколько видоизменённый с шведским душком, но всё же — финнский пауэр метал.

Если в двух словах, то — немного клавишных партий, горстка мощных гитарных риффов и куча ярких, эмоциональных и проникновенных вокальных мелодий в типичном стиле Thunderstone – вот что представляет собой «Apocalypse Again». А вообще музыка очень качественная и поднимать уровень музыкантам выше уже просто некуда. Паси, Паси…как тебя не хватало столько лет…Просто душа радуется от осознания одного факта его возвращения! Наконец-то Рантанен снова в пауэр металлическом строю, радует своими оригинальными вокальными партиями, исполняя уже настоящий метал, а не сладкий хард рок (Strike, King Company) или новогодние песенки для пьяненьких финнов (Raskasta Joulua).

В общем, всё отлично и всё на своих местах. Thunderstone вернулись и это уже 100% настоящий Thunderstone. Музыка энергична, забойна, с красивым и харизматичным вокалом, чего ещё можно желать? Разве что одного. Пожалуй, в целях критики добавлю всю-таки небольшую ложечку дёгтя в эту абсолютную бочку мёда под названием «Apocalypse Again». Ситуация с этим альбомом ЛИЧНО мне чем-то напоминает ситуацию с некоторыми именитыми и даже старыми группами, да простят меня их фанаты, а именно такими, как, например, Avantasia, Powerwolf, Sonata Arctica, Rage, Gamma Ray, Judas Priest, Running Wild, Grave Digger и пр., последние альбомы которых вроде бы и фирменные, и даже хитовые, но после их прослушивания особого желания включать снова не возникает, потому как ни хрена они не цепляют 😬. Если не учитывать этого факта, то у Thunderstone, в целом, всё великолепненько. Как и у большинства пауэр метал команд в наше время 🤪

ЗЫ: даже обложка традиционно для этой группы хреновая 🤗 😐