Masterplan - Masterplan

Masterplan – Masterplan (2003)

В 2001 году немецкие гитарист Роланд Грапов (Level 10, ex-Serious Black, ex-Rampage) и ударник Ули Куш (ex-Ride the Sky, ex-Shock Machine, ex-Beautiful Sin, ex-Gamma Ray, ex-Holy Moses, ex-Mekong Delta, ex-Symfonia, ex-Issa) покинули легендарную немецкую группу Helloween и создали новую группу под названием Masterplan. Последний их вклад в рамках Тыковок значился альбом «Dark Ride» — работа сильная и богатая на творческие идеи, отголоски которых найдут своё отражение и на дебютном альбоме Masterplan и даже на проекте Куша, Beautiful Sin.

В 2001 году эти два талантливых и профессиональных музыканта хотят доказать всему миру, что и они чего-то стоят. И это желание оказывается не пустыми амбициями музыкантов, потерявших такую надёжную опору, как Helloween. Вдвоём они играют все партии альбома, лишь частично воспользовавшись поддержкой клавишника Янне Вармана (Children of Bodom, Kotipelto, Warmen), но альбом записывает не Грапов, как в последствии, а Энди Снип (Accept, Judas Priest и др.) и пребывающие ещё тогда на коне финские Микка Юсилла и Микко Кармилла. В прочем, саунд уже тогда напоминает фирменный саунд Грапова, но ещё с заметными нотками именитого цифрового, тру метал звука Снипа. Вообще, звук на этом альбоме впечатляюще убойнейший, тяжелейший и один из лучших в пауэре, что в очередной раз закладывает прочный кирпичик в стену славы Энди Снипа, а также подтверждает высокий статус немецкого пауэр метала в 2003 году, не говоря уже о высоком статусе самой группы Мастерплан.

Как известно, спеть дебют Мастерплана мог Рассел Аллен (Symphony X) или Майкл Киске (Helloween), но в итоге, спел норвежец Йорн Ланде, тогда ещё менее популярный и известный больше в хардовых и проговых кругах благодаря сольным альбомам и проектам Ark и Beyond Twilight. Киске же отметился гостевым, но очень удачным участием в суперхитовом пауэр метал боевике «Heroes». Ланде оказался для Мастерплана идеальным и что называется «родным» вокалистом, чей сочный, хриплый и харизматичный, Ковердейло-подобный вокал сделал дебютным альбом ещё более ярким и знаковым событием на пауэр метал сцене.

Прежде всего о дебютном альбоме Мастерплана следует сказать, что это работа мелодически и инструментально очень высокого и мирового уровня, что можно услышать в каждой ноте и звуке альбома «Masterplan». Музыканты изначально закладывают фундамент на уровне монстров немецкого пауэра Helloween и Gamma Ray, мелодически ориентируясь на различные периоды творчества Helloween. Местами здесь орудует мрачная весёлость альбома «Dark Ride», местами витает гордый дух Киперов или возвышается эпичность «The Time Of The Oath».

Вышедшие из застенок Helloween, Грапов и Куш в первой же песне «Spirit Never Die» источают волны позитивного настроя «прорваться и выжить во чтобы то ни стало», за которыми однако скрывается горькая философия и печальный опыт утрат и поражений. На боевике «Enlighten Me» ребята валят с ног неожиданно забойным драматизмом с очень интересной ритменной структурой — то идеально ровной, то словно переливающейся. И в дальнейшем «становятся на рельсы» основательного и добротного немецкого хеви-пауэра «Kind Hearted Light» и «Sail On», разноплановых эпиков «Crystal Night», «Soulburn», «Into the Light» и «Bleeding Eyes», уже упомянутого шлягера с Киске «Heroes», и брутального полутрешового энгри пауэр боевика «Crawling from Hell». Даже затесалась одна романтичная балладина «When Love Comes Close», в дальнейшем от которых Грапов вообще откажется.

В сухом остатке Мастерплан выдаёт поразительно хитовый материал, на котором каждая песня будь то эпик или быстрый прямолинейный боевик претендует на звание полноценного хита, а такие композиции, как «Spirit Never Die», «Enlighten Me», «Heroes», «Kind Hearted Light» и «Sail On» и вовсе достигают планки шедевров. На альбоме огромное количество классных соляков и риффов, красивых клавишных аранжировок, потрясающих по красоте и мощи вокалов, а также запредельный уровень цепляемости, выразительности и яркости композиций, за что в последствии Грапов ещё не раз поплатится, выпуская пластинки уже более ровные. «Masterplan» ставит настолько высокую планку, которую и до сих пор Грапову не удаётся перепрыгнуть, что только подтверждает то, насколько гениальный и уникальный этот альбом. «Masterplan» можно ставить детям как пример того, каким должен быть современный немецкий пауэр метал. Это нерушимая глыба, исполин и величайшее достижение пауэр метала всех времён и народов.

Masterplan - Aeronautics

Masterplan – Aeronautics (2005)

24 января 2005 года на лейбле AFM Records вышел 2-й студийный альбом немецкой группы Masterplan «Aeronautics», спродюсированный Роландом Граповым и Энди Снипом.
В 2003 году немецкая супер группа Masterplan, в которой значились такие громкие имена, как гитарист Роланд Грапов (Level 10, ex-Helloween, ex-Serious Black, ex-Rampage) и ударник Ули Куш (ex-Ride the Sky, ex-Shock Machine, ex-Beautiful Sin, ex-Gamma Ray, ex-Helloween), выпустила чрезвычайно сильный и хитовый альбом «Masterplan», тревожащий умы поклонников пауэра и по сей день и который вряд-ли когда-либо будет сокрыт под толщью веков вообще, а его актуальность поколебима. Ко второму альбому Masterplan обзавелись уже постоянным клавишником Акселем Макенроттом (в будущем Beautiful Sin) и басистом Яном-Сореном Экертом (Grimmark, Iron Savior, ex-Charon).

Второй альбом записывали Энди Снип (Accept, Judas Priest), Роланд Грапов, покойный Энди Аллендорфер (ex-Squealer) и финнские звукачи Микко Кармилла и Микка Юсилла, но тяжёлый и плотный, в силу специфики нового материала, диск оказался не настолько монолитный и крепко сбитый как дебют. Дебют был материалом «страстного порыва», отрабатывающимся долго и тщательно, и в плане хитовости соответственно достигнувший невероятно концентрированных результатов. «Aeronautics» же мелодически не такой прямолинейный хеви-метал, как дебют, и благодаря влиянию Ланде, увлечённого прогрессивом и хард роком, технически и стилистически более заковыристый.
Но конечно абсолютно все песни очень сильные и ни одной проходной среди них нет.

Ставка делается на открывающий забойный пауэр сингл «Crimson Rider» и душевный среднетемповый хеви «Back for My Life», на который выходит красивый клип. А вот остальной материал, хотя в целом досконально выверенный и качественный, но совершенно ровный и равносильный. Слушая песни «Aeronautics» нельзя не отметить их глубины, драматизма и смысловой нагрузки, но после ярчайшего дебюта, «Aeronautics» воспринимается для горячей души пауэрщика скорее как холодный душ. Не малое влияние производит и всё тот же Йорновский прогрессивизм, наделивший некой прозрачностью и размытостью мелодику и подачу, чего на ультра четком дебюте и близко не было.

С другой стороны, некоторые песни, несмотря на мощный звук, чертовски напоминают классический хард рок под Снейк. Партии прославленного норвежского вокалиста Йорна Ланде и вовсе не узнать — вместо жестких и мужественных хрипов дебюта, он то словно страстный или страдающий Дэвид Ковердейл (Whitesnake), то широкомасштабный и рефлексирующий Джеймс ЛяБри (Dream Theater). И он чертовски хорош, что учитывая мягкость материала, и логично, и оправданно.

Но как же это всё оценить? Всё это очень смущает поначалу и вызывает спорные ощущения. Но спустя годы и нетипичность этой пластинки принимается, а сама она, как известно, занимает своё достойное место в золотом фонде пауэр метала. Конечно на «Aeronautics» больше влияния Ланде, нежели Грапова и Куша, но как покажет история — это не так уж и плохо и это можно простить, ведь «Aeronautics» и поныне редкое пауэрное творение с вокалом Ланде. А высочайший уровень диска «Aeronautics» делает его просто необходимым каждому пауэрщику, фанатам Ланде, Ковердейла и прочих любителей надрывных/хрипловатых вокалов

Masterplan - MK II

Masterplan — MK II (2007)

В 2006 году немецких пауэрщиков Masterplan, ведомых гитаристом Роландом Граповым (Level 10, ex-Helloween, ex-Serious Black), покидает норвежский вокалист Йорн Ланде (Allen — Lande, Jorn, Pentakill, Avantasia, ex-Mundanus Imperium, ex-Millenium, ex-Ark, ex-Beyond Twilight) в связи с музыкальными разногласиями и желанием играть в больше рок направленности нежели метал, а также ударник Ули Куш (ex-Ride the Sky, ex-Shock Machine, ex-Beautiful Sin, ex-Gamma Ray, ex-Helloween, ex-Symfonia, ex-Issa) в связи с личными разногласиями с Граповым. На первый взгляд это выглядело жутчайшим послаблением для команды, ранее выпустившей два сильнейших альбома. Однако Грапов уже в 2007 принимает в свои ряды достаточно талантливого вокалиста Майка ДиМео из старейших хеви металлеров Riot, и ударника мировых масштабов — Майка Теранну (ex-Artension, ex-Axel Rudi Pell, ex-Rage, ex-Tarja, ex-Tony MacAlpine, ex-Yngwie J. Malmsteen). В последствии и этот состав просуществует всего лишь пару лет, но в 2007 году для всех поклонников группы такое её обновление приносит большой душевный подъёмом и надежду на дальнейшее существование Masterplan. Сам Роланд очень горячо отзывается о ДиМео, как о человеке с которым очень легко работать. И уже первый сингл «Lost and Gone» с альбома показывает, что это будет шедевр не хуже дебютника!

Эх, мечты мечты. Но «MK II» всё же порадовал не слабо, особенно на почве подрывных новостей об уходе знаковых для группы людей. Название «MK II» знаменует собой ничто иное, как перезагрузку группы, так сказать второй дубль, в музыкальном плане показывая возврат к материалу близкому к дебютному альбому. Но прежде всего — ДиМео. Чтобы заменить Ланде требовался уникальный вокалист, харизма и сила которого должна была быть уже на мировом высочайшем уровне. ДиМео в Riot пел всегда хорошо, но там был материал куда более спокойного и часто размеренного толка, не требующий от Майка особых напряжений связок. На «MK II» Грапов берёт ДиМео в оборот по полной, выжимая из него такой максимум, которого в Riot тот не показывал ни до «MK II», ни после. ДиМео не стал клоном Ланде, да и не мог им стать в силу своего оригинального и харизматичного вокала. Его голос не такой хриплый, как у Ланде, но глубины в нём, мощи и проникновенности никак не меньше. После «MK II» не зафанатеть от ДиМео просто невозможно! Даже если отбросить всю хитовость этого альбома — Майк позволил звучать материалу очень ярко и выразительно. В общем, Грапов совершил нереальное — нашёл вокаллера, который не уступал ничем ушедшему Ланде! Что же до Теранны, то это такой «Терранозавр», который сыграл так как ему сказали — ни больше не меньше, ударник мирового класса, который как и Куш в своё время, сделал всё на высочайшем уровне, с идеальной чёткостью и точностью. «MK II» содержит в итоге материал, по ощущениям которого можно сделать вывод, что это всё тот же хорошо известный Masterplan, который мы не выключали сутками на пролёт.

После неожиданно очень мелодичного интро «Phoenix Rising» из колонок льётся «Warrior’s Cry» — самый настоящий пауэр-спид в духе дебютниковской «Spirit Never Die», скоростной боевик с невероятно позитивной и солнечной мелодикой, источающий тонны положительной энергетики и боевого заряда, первозданный шедевр пауэр метала! За ним группа вжаривает уже знакомым синглом «Lost and Gone», представляющим собой среднетемповый душевный и качёвый хард-енд хеви в духе позднего Helloween с непременно яркой и мега приятнейшей клавишной подложкой. Это был шедевр № 2 на альбоме и в творчестве группы вообще. И хотя по сути песня явила собой развитие идей супер удачного «Enlighting Me» и неплохого «Back for My Life», продолжение это оказалось очень свежим и выразительным. Динамичный боевик «Keeps Me Burning» продолжает серию позитивного пауэр метала в духе также первого альбома, скажем песен плана «Kind Hearted Light» и «Sail On», это хоть и несколько вторичный, но всё же достаточно хитовый номер.

Ну а дальше следуют песни, которые также можно назвать хитами, но совершенно другого плана. Они отлично вписались бы в альбом Helloween «Dark Ride» с его мрачновато-весёлой атмосферой. Это немного мутноватый по мелодике, накатывающий волнами боевик «Take Me Over» и хард-енд-хеви «I’m Gonna Win» с очень красивыми клавишами и гимновым настроением. Интересно, но факт — ритм-секция «I’m Gonna Win» осознанно облегчена и упрощена до хард рока, из-за чего звучит достаточно неравномерно, но в итоге такой эксперимент удаётся на славу, да и с тем высочайшим уровнем мелодизма, он просто не мог не удаться. После этих композиций, к сожалению, группа очень резко «скидывает в хитовости» до совершенно ровных, хотя и очень сильных песен скажем на уровне второго альбома «Aeronautics». При чём не только уровень композиций спускается до «Aeronautics», но ещё и сам по себе материал мелодически напоминает именно этот альбом благодаря своей эдакой атмосферной «прозрачности» и рванности ритма «под прогрессив» (Watching the World, Call the Gypsy, Enemy, Masterplan), и Ландевской хардовитости (Trust in You, Heart of Darkness).

Возможно таким образом группа попыталась удовлетворить как поклонников прямолинейного дебюта, так и поклонников более навороченного его продолжения. Но подобные «штуки» в итоге делают альбом крайне неравномерным, особенно в плане хитовости, учитывая что хиты остаются на первой части пластинки. Но и даже так, вторая половина «MK II» — это материал предельно мирового качества и в оригинальном стиле Masterplan. ДиМео отлично спел и первую и вторую часть, несмотря на все влияния творчества Ланде, вписался и в Мастерплан, и в музыку как литой. После прослушивания понимаешь, что на альбоме как не странно хватает как пауэра, так и любимого Ланде хард рока, а потому его уход, заявленный в связи с «музыкальными разногласиями» кажется довольно-таки не обоснованным.

«MK II», к сожалению, стал единственным альбомом Masterplan с ДиМео. В этом его величайшая ценность, как и когда-то дебюта группы, открывшего пауэр метал миру Ланде. Сам же «MK II» получился очень сильным и в большинстве хитовым опусом. Группа практически повторила успех гениального дебюта и удержала как минимум планку «Aeronautics», и это не может не впечатлять. А посему считаю «MK II» одной из лучших работ группы.

5/5 01.06.2018

Masterplan - Time to Be King

Masterplan — Time to Be King (2010)

В составе, включающем вокалиста Майка ДиМео (ex-Riot) и ударника Майка Теранну (ex-Rage), немецкие хеви-металисты Masterplan, лидером и гитаристом которых является и по сей день Роланд Грапов (ex-Helloween), выпустили в 2007 сильный и качественный альбом «MK 2». И вроде как всё только наладилось, группа выступила на нескольких фестивалях и посетила Японию, как в 2009 было анонсировано возвращение Ланде в состав Masterplan. С ним и Теранной и был выпущен четвёртый альбом «Time to Be King».

Как следовало из информации об этом диске всю лирику к нему написал именно Ланде. По музыкальному содержанию «Time to Be King» явил собой релиз интереснейшего толка, совместивший в себе материал в духе всех альбомов группы по чуть-чуть и хард рока в узнаваемом стиле сольников Ланде. Альбом как и предшественник продюсировался Граповым в его собственной студии, а микшировался по старой традиции финнами Юсиллой и Кармиллой. На «Time to Be King» характерный саунд Грапова как продюсера раскрывается очень ярко. Звук это грубоватый, жёсткий и тяжёлый, но кроме того, и весьма узнаваемый, что не может не вызывать уважения к мастерству его создателя. Возможно не всем он придётся по душе в силу его достаточно высокого наложения и перегруза, но по-моему к музыке Masterplan он идеально подходит, делая её ещё более оригинальной и узнаваемой. В общем, по звуку «Time to Be King» ничем не проиграл предыдущим дискам Мастерплан как минимум.

Инструментальная работа всех музыкантов без исключения технична и профессиональна, на диске много ярких и мелодичных клавишных партий, проникновенных и выразительных гитарных соло, а исполнение вокальных партий Йорном Ланде заслуживает вообще отдельного упоминания. Итак, Йорн действительно вернулся. Всех его заигрываний с хардовым ковердейлоподобным вокалом, коих было более чем достаточно на альбоме «Aeronautics», здесь не наблюдается и Ланде снова что есть мощи дерёт свою глотку. «Time to Be King» в вокальном плане работа просто потрясающая и выдающаяся. Тут уж точно её по достоинству оценят все поклонники хрипловатого вокала в пауэре и хрипловатого вокала Ланде конечно же в отдельности. Вместе с напряжённой техникой исполнения его партиям хватает и разнообразия, и эмоциональности, и вариативности. ДиМео отлично спел на «MK 2», но это был всё равно не Йорн. Так уж сложилось ещё с первого альбома группы, что именно Ланде стал «настоящим» вокалистом Masterplan.

«Time to Be King» получился очень крепко сбитым альбомом. К сожалению на нём не оказалось ни одной песни типа и уровня суперпозитивных и ярких шедевров «Warriors Cry» или «Spirit Never Die», а наличествующие скоростные боевики «Fiddle of Time», «Far from the End of the World» и «Blue Europa» — песни очень хитовые, но мрачновато-напористого типа в духе «Sail On» и «Kind Hearted Light» с дебюта. И это на самом деле чертовски круто, потому как «Santa Claus» действительно «back in town»! Слушать классический Мастерплан можно было и на «MK2», но слушать его с Ланде – это особенное удовольствие.

Номер «Blow Your Winds» как очередной элемент в цепочке таких среднетемповых боевиков Мастерплана как «Enlighten Me» и «Back For My Life» однозначно удался в плане красоты клавишных партий и хитовой мелодики. Сюрпризы начались на хардовых типично «Йорновских» композициях как заглавная хард-енд-хеви телега «Time to Be King» с явным душком Black Sabbath и Dio, что само по себе круто и сильно в мелодическом плане, и хитово по своему. Совсем хардовый эпик «Lonely Winds of War» не уступает и метал хитам, и очень душевный и цепляющий трек, и тут я поднимаю руки – Йорн и компания выгрузили впечатляющую вещь!

Скорее ровным, но чертовски душевным и атмосферным оказался за счёт клавиш хард-енд-хеви номер «The Dark Road» , снова более гармонично вписавшийся бы в какой-то сольник Ланде, здесь же вносящий приятное разнообразие песни сильной, но чужеродной для пауэра. Далее ребята выгружают два разноплановых прог-пауэр боевика «The Sun Is in Your Hands» и «The Black One» с таинственными клавишными партиями и мрачной мелодикой в духе альбома «Aeronautics». Пускай эти номера и более навороченны, но своим однозначно сильным содержанием вызывающие ностальгические ассоциации и положительные впечатления как будто снова ожившего тандема Грапова и Куша.

И в конце альбома группа выдаёт очередной фирменный Ландевский хард рок номер «Under the Moon» с зашкаливающим уровнем фатальности в его настроении, но и при этом и грандиозно красивой мелодикой. Это уже прямо какая-то традиция у Мастерплан заканчивать альбомы или балладой или хардовым номером и я бы не сказал, что уж очень она хорошая, но в данном случае суперхитовый «Under the Moon» вполне успешно завершает этот альбом.

«Time to Be King» получился прекрасным альбомом во всех отношениях: и качественно записанным, и технично сыгранным, и мелодически очень сильным и экстрахитовым. Принесённые Ланде хард роковые элементы, обладающим высоким мелодическим потенциалом, также удачно были реализованы, тем самым разнообразив общую картину диска и позволив продемонстрировать творческие таланты уже всех участников коллектива. Как по мне, то единственное чего этому альбому до идеала не хватает, так это открывающей яркой и позитивной вещи, как это было на прошлом диске «MK 2» и на дебюте, которая бы настроила на общий боевой лад. Без такой вещи «Time to Be King» звучит несколько скромновато и простовато, с другой стороны, это работа очень зрелая и по-мастерплановски фирменная, слабых песен на ней не наблюдается, а хитов просто вагон.

«Time to Be King» стал очень приятным альбомом-возвращением оригинального вокалиста группы, объединившим в себе всё лучшее чем славились и славятся эти музыканты. И сейчас спустя годы, мне кажется это был настоящий шедевр!

Masterplan - Novum Initium

Masterplan — Novum Initium (2013)

В 2012 году от оригинального состава немецких пауэр металлеров Masterplan, ведомых гитаристом Роландом Граповым (ex-Helloween), осталось только два человека — сам Грапов и клавишник Аксель Макенротт (ex-Beautiful Sin). Соответственно норвежский вокалист Йорн Ланде во второй раз покинул группу! В интервью 2013 года Ланде заявлял, что Роланд и Masterplan снова двигается не в том направлении, в котором ему хотелось бы, а немецкий пауэр для него не является прерогативой в отличии от Роланда. Сам же Роланд с огорчением заявлял, что, увы, Masterplan никогда не был приоритетом для Ланде вообще и он уделял команде слишком мало времени. Уход ударника Майка Теранны (ex-Rage) не был каким-либо сюрпризом, так как по опыту его предыдущей деятельности он вообще мало где задерживался. Расставание с басистом Ян-Сореном Экертом выглядело и вовсе делом логичным на фоне его возврата в 2011 году в Iron Savior и полной студийной и концертной активизации этой группы. События мягко скажем волнующие, но Грапов всё-равно держит оборону, потихоньку сочиняя новый материал с Макенроттом, и уже в 2013 набирает новый состав. Так к группе присоединяется чешский ударник Мартин Скарупка, в пауэр метале известный разве что по группе Symphonity, но в основном являющийся участником Cradle of Filth с 2006 года, но выпустив «Novum Initium» он распрощается и с Masterplan. Новым басистом становится такой легендарный человек как финн Яри Кайнулайнен, известный своим бесценным вкладом в финнский пауэр в виде добротного многолетнего куска дискографии культовых Stratovarius, ну а вокалистом — швед Рик Альтци, известный по работе с немецкими коллективами At Vance и Herman Frank и др. История продолжается…

Альтци для Masterplan человек ценный и даже Грапов часто говорит в интервью о его отдаче и любви к Masterplan. И пока что это оказывается не пустыми словами — Рик написал почти все тексты песен, да и как вокалист выложился на «Novum Initium» на пределе возможностей. В принципе, даже как-то логично было услышать именно Альтци новым вокалистом Мастерплан, учитывая предрасположенность Грапова к подобным мощным и хриплым вокалам. Альтци уже давно зарекомендовал себя как прекрасный вокалист, обладающий узнаваемым хрипловатым и надрывным голосом в духе всё того же Ковердейла (Whitesnake), а потому замена им Ланде не выглядела неожиданной. Но есть в Рике и одна черта, которая резко отличает его и от Ланде, и от например Майка ДиМео (ex-Riot), спевшего на третьем компакте Мастерплана. Рик более мрачный и атмосферный вокалист. И Ланде, и ДиМео в этом плане были более универсальны, тогда как жёсткий и мужественный вокал Альтци больше подходит как раз или для мрачного или традиционно-металлического материала, и это уже хорошо было продемонстрировано им в At Vance и Herman Frank. Но и тут всё у Грапова оказывается схвачено и новый материал Masterplan как нельзя лучше подходит вокальным способностям Рика.

Продюсировал и записывал альбом снова сам Грапов в своей студии и в этом плане всё без изменений — типичный фирменный тяжёло-гружённый звук Роланда и Мастерплана, звук премиального образца, красивый, сочный, мощный и приятный. Замена басиста никак не отразилась на звучании этого инструмента, поскольку и Эккерт был музыкантом высокого уровня. А вот ударные партии на «Novum Initium» звучат для Мастерплан часто необычно и непривычно забойно, местами даже экстремально и, в целом — очень прогрессивно. Конечно, Террана сыграл бы барабаны на этом альбоме не хуже. Скарупка сделал своё дело великолепно! В некоторых песнях ударные отплясывают такой «ад с чертями», что я просто не узнаю наш старый добрый Мастерплан, но это всё, конечно, исключительно фрагментарно, а вот что в основном, так это постоянные изменения ритма и ломаный темп. Учитывая вовлечённость Ланде в прогрессив (его участие в проектах Ark и Beyond Twilight например), после выхода «Novum Initium» забавно читать от Йорна фразы о том, что Мастерплан якобы не двигался в одном с ним направлении! А ведь «Novum Initium» это практически целиком и полностью самый настоящий прогрессив пауэр метал собственной персоной! Хард рока здесь, конечно, и след простыл! И даже относительно размеренная и особенно душевная песня «Keep Your Dreem Alive» звучит достаточно тяжело и по прогрессив металлически. Но, говоря именно о технической стороне «Novum Initium» это далеко не прямолинейный немецкий пауэр, а прогрессив пауэр, впитавший в себя много чего и от шведской, и от немецкой школы. С другой стороны Мастерплан на этом альбоме настолько далёк от массовой и коммерчески успешной музыки, что и Йорна понять можно, ведь подобный материал никогда не набирал много отклика, не говоря, конечно, о ведущих грандах стиля. Как преимущественно прогрессив пауэр метал — инструментально Мастерплан хорош не меньше, чем прямолинейный немецкий пауэр, сбивки и неровность ритма звучат приятственно, ритмично и интересно, при этом, альбом не обделён узнаваемыми Граповскими и Макенроттовскими душевными и яркими гитарными и клавишными соляками.

И в мелодическом плане пластинка получилась в целом удачной, но в частности всё же слабее прошлого альбома «Time To Be King». И дело тут даже не в отсутствии Ланде как знакового вокалиста для Мастерплан, а в том, что в связи с опрогрессивлеванием и усложнением музыки она и сложнее воспринимается и не так цепляет. С первого прослушивания меня зацепил только заглавный почти 11 минутный эпик «Novum Initium», в котором припев носит по истине гениальный характер и делает эту песню шедевром пауэра. В остальном это 11 минут мелодичных и приятных клавишных и пр. инструментальных партий. Для Мастерплан такая большая и сложная песня в новинку, но благодаря природному композиторскому таланту музыкантов и их профессионализму, все эти 11 минут проносятся незаметно и хочется включить эту песню и в сотый раз. Ещё раз шедеврами Мастерплан порадует на боевиках, которые надо просто раскусить — разноплановый по части ритма и очень душевно-щемящий по мелодике «Pray on My Soul» и динамичный «Black Night Of Magic» с яркими клавишами, который можно было бы и на открывашку поставить вместо сильного, но совершенно ровного боевика «The Game». Все эти три песни — это такой величайщий уровень, сравнимый с уровнем гениального дебюта-шедевра Masterplan, а значит не всё ещё потеряно и Грапову есть, что сказать. Увы, но ещё одним и последним хитом на пластинке я бы назвал уже упомянутую вещицу «Keep Your Dream Alive», которая вышла и синглом, и на которую был также снят клип. Конечно, и все остальные песни, включая даже два бонус-боевика, порадовали достаточно сильным, хоть уже и не хитовым мелодизмом и слушать их также довольно-таки приятно. Забавная вещь — такие боевики как «No Escape» и «Return From Avalon» в припевах напомнили поздний At Vance с Риком на вокале, и в рамках той группы они смотрелись бы вообще весьма солидно.

Так что же мы имеем в итоге этого рискованного предприятия, которое вполне могло называется «MK 3», как в случае с «MK 2», ознаменовавшем новый состав с ДиМео?! В целом, как можно сделать вывод, «Novum Initium» это вполне сильный альбом, на котором есть и шедевры, и хиты, что правда в достаточно скромном количестве 4 штуки, но зато на альбоме нет проходных песен вообще и все они и выразительны и запоминающиеся. Всё на «Novum Initium» очень хорошо, качественно и на мировом уровне — звук, техника, вокал, мелодии. Но чего ему не хватает, как не странно для Грапова как бывшего участника Helloween, так это позитивной энергетики и более лёгкого жизненного восприятия, веры в светлое будущее… Хотя и понять Грапова можно — жизнь не мало потрепала его, обнулив группу почти до соло проекта…И нужно, конечно, с пониманием отнестись к Роланду, поддержать его в сложившейся ситуации и пожелать снова крепко встать на ноги и чтобы этот состав просуществовал как можно дольше. Ну, а «Novum Initium» альбом хороший и настоящие поклонники его обязательно поймут и оценят.