Автор рецензий: Jackhammer 

Iron Maiden - Iron Maiden

Iron Maiden — Iron Maiden (1980)

Одна из известнейших представительниц новой волны британского хеви-метала, оказавшая значительное влияние на развитие метала в целом, британская группа Iron Maiden, была основана в конце 1975 года басистом Стивом Харрисом. Первый состав команды включал вокалиста Пола Дэя, гитаристов Терри Рэнса и Дэйва Салливана, ударника Рона Мэтьюза и самого Харриса. После некоторых пертрубаций в окончательный состав дебютного альбома вошли вокалист Пол Ди’Анно, Стив Харрис на басу, гитаристы Дэйв Мюррей, Деннис Стрэттон и ударник Клайв Барр. Как известно, название группы, в переводе с английского «Железная Дева», было позаимствовано Стивом из кинофильма «Человек в железной маске», где фигурировало средневековое орудие пытки с подобным названием. И вот с 1980 года наверное нет такого любителя метала и рока, который хотя бы раз в жизни не слышал названия Iron Maiden. Спустя годы эта команда стала олицетворением метала 80х и несмотря на подвиги святых и незыблемых пионеров метала Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и Judas Priest, смогла проникнуть в души и сердца чуть ли не каждого третьего металиста в мире. Эта частичка Мэйден всё еще живёт в бывалых и несётся ими молодому поколению, раз за разом проникая в молодые и неокрепшие разумы…

Дебютный альбом британцев гениален, он без единой слабой песни, с проверенными временем и закалёнными в самых жарких концертных боях шедеврами хеви-метала в исключительно оригинальном стиле Мэйден, пускай ещё технически простоватом и прямолинейном, но уже с фирменной подачей и мелодикой гитар и ударных. В общем, ЭТО Мейден и он решает. Звучит пока что, конечно он далековато от идеала, так как излишне сыровато и режуще, а вокал Пола слабовато и не красиво, НО. Это же бунтарь и панк Дианно! Он же настоящая эпоха в истории Железной Девы! Память о нём как о первом вокалисте Девы будет жить вечно! Его голос на этом альбоме это как харизматичный инструмент, не самый выдающийся, но по своему интересный своей взрывной, бунтарской и дикой натурой. Что же до записи, то ряд ремастеров помогут улучшить ощущения от прослушивание сего великого действа….

Когда же речь заходит о величайшем по меркам хеви-метала материале, вопросы о записи и вокале отходят на второй план вообще. Перед нами один из лидеров начала 80х в хеви метале, создающих уникальные полотна, самыми культовыми из которых являются конечно же динамичная «Iron Maiden», качёвая «Running Free» и инструментальная «Transylvania», поистине укладывающая железобетонными блоками своих риффов и ритм-секции! О них редко вспоминают, но среди непризнанных шедевров: композиция «Prowler», которая по сложности мелодики может посоревноваться и с более поздним творчеством группы, и жуткая, мистическая баллада «Remember Tomorrow», которые будут довольно редки в репертуаре команды и очень зря, ведь Деве они будут удаваться не хуже забойных боевиков.

Таким образом, ни огрехи в звучании, ни простенькое техническое содержание и спорные вокальные партии, и вообще ничто не изменит того железного факта, что «Iron Maiden» – работа выдающая и удивительная, опережающая многие дебюты и многих коллег по цеху на годы вперёд по технике, подаче и мелодизму, ведь группа уже сейчас впечатляюще самобытна и сильна! Её стиль и её шарм ни с кем не спутать. Это классика на века, к-л-а-с-с-и-к-а. И где бы вы не были и как далеко не находились — Железная Дева вас получит!!! Она вас заберёт…

5/5

Iron Maiden - Killers

Iron Maiden – Killers (1981)

На втором альбоме английские пионеры новой волны британского хеви метала Iron Maiden «Killers» сделали большой шаг вперёд в развитии, представив внимаю публики, как и на дебюте, материал в своём фирменном стиле. И это при том, что практически весь альбом был сочинён лидером-басистом группы Стивом Харрисом, кроме заглавной одноимённой песни, написанной с вокалистом Полом Дианно, и «Twilight Zone» — с гитаристом Дейвом Мюрреем. На «Killers» произошёл также дебют в рамках Мейден гитариста Эдриана Смита из группы Urchin, созданной им в 1972 году совместно с гитаристом Дейвом Мюрреем (в Iron Maiden впервые в 1976 году). Однако, несмотря на такое авторитарное авторство, вся группа в целом показала взросление и повышение уровня исполнительского мастерства, не говоря уже о возросшем качестве записи, хотя и сейчас довольно-таки сыроватом, в чём его несомненно и плюс в плане атмосферы, и минус в плане мощи. Продюсер Мартин Бирч (Whitesnake, Deep Purpl, Rainbow и др.), записавший этот альбом, достиг вполне пристойного результата на то время, хотя до идеала и явно не дотянул.

Альбом по многим характеристикам в лучшую сторону отличается от своего предшественника, хотя и наполненного гениальными мелодическими идеями. Инструментальные партии куда более сложные и разнообразные, музыканты активнее используют смены ритмов и разнообразие темпов, а самих инструментальных идей значительно больше. И хотя альбом звучит в большинстве ещё достаточно простенько по сравнению с последующими работами группы, но дай ему лучшую запись и больше профессионализма в игре, то и он не уступит уже следующему шедевру группы «Number Of the Beast». Многие же другие творения андерграундной NWOBHM сцены, вышедшие как до, так и после этого диска, «Killers» уделывает просто «одной левой» благодаря своей техничности, напору, энергетике и мелодизму.

Даже не будучи поклонником грубоватого вокала Пола Дианно, нельзя не отметить его возросшую мелодичность, красоту и мощь, особенно по сравнению с его совсем сырым пением на дебюте. Вообще Дианно прилично поработал над этой записью, настолько разнообразно и энергично исполнив все песни, что и придраться не возможно. Но, конечно, уровень и талант Дианно и Брюса Дикинсона не сравним ни в коей мере, и с приходом Брюса Iron Maiden стали чуть ли не совсем другой группой. Пьянство и употребление наркотиков, как гласит история, привело Пола к выдворению из коллектива уже в этом году.

Мелодически «Killers» очень разнообразен, силён и местами чертовски хитов. Редко когда группа открывает альбом полноценным инструментальным номером, как Мейден своим легендарным «The Ides of March», в данном случае являющимся самим по себе очень мелодичным и в некотором роде хитовым треком. Отдельно также я бы отметил нестандартную по ритму и темпу композицию с яркой остросоциальной лирикой «Wrathchild». Именно «Wrathchild» это самая лучшая песня диска, с зашкаливающим за все возможные пределы уровнем агрессии и мелодичности. Хорошую конкуренцию ей составляют также скоростные, напористые и хитовейшие боевики «Murders in the Rue Morgue» (по мотивам рассказа американского писателя Эдгара Аллана По «Двойное убийство на улице Морг») и заглавная «Killers», как не удивительно с привкусом прогрессива и треша. И ещё я выделил бы крайне мелодичный и энергичный боевик «Purgatory», не часто попадающий в концертные сет-листы группы, но как и указанные выше номера, непременно являющийся ярким хитом и шедевром новой волны. Все остальные песни понравились тоже, хотя хитами их и не назовёшь, но и они однозначно сильные и крепкие композиции. Порожняка на»Killers» нет же и в помине.

Таким образом, альбом «Killers», ставший прообразом приближающегося будущего величия группы, уже включал все составляющие альбома-шедевра. Хитовость группы уже тогда била ключом, оставалось лишь её только должным образом реализовать, что и сделали музыканты уже на следующем альбоме. Тут же группа продемонстрировала ощутимый прогресс и взросление, а в статусе «Killers» как одной из лучших работ новой волны британского хеви метала и олдскульного хеви метала сомневаться не приходится вообще

Iron Maiden - The Number of the Beast

Iron Maiden — The Number of the Beast (1982)

Успех этой группы был просто ошеломительным, а скорость, с которой она стала культовой просто поражала. Именно начиная с этого альбома Мэйденов и признал весь мир, хотя золотой статус имели и предыдущие диски. Невозможно даже передать насколько дорог и приятен вокал Брюса Дикинсона, который для практически всех поклонников Железной Девы стал лицом, душой и главным козырем банды, без которого и Мэйден — не Мэйден. После первого прослушивания сразу замечаешь насколько отлично стало качество звучания диска по сравнению с предыдущими работами, и насколько оно редкостно оригинальное, не говоря уже о хрестоматийных риффах и мелодичных, чисто мэйденовских соляках, принявших более сложный и навороченный окрас (чего стоит одно шред-соло в «Children Of The Damned», напоминающее самые безбашенные и навороченные вещи Ингви Малмстина!).

Альбом открывает задорный боевик «Invaders», повествующий о вторжении викингов в Англию, который продолжает сюжет песни «Invasion». Тексты коллектива всегда носили определённый исторический или философский характер (хотя и мистики хватало в них вполне достаточно, вспомните, как называется рассматриваемый альбом, во время записи которого по странной случайности происходило немало катаклизмов и необъяснимых происшествий). В чём ещё одна гениальность этой команды, так это именно в текстах и, пока многие хеви-метал группы исполняли наивные песенки о рок-н-ролле, наши ребята уже с первого альбома сочиняли серьёзную и разностороннюю лирику. Так, например сюжет забойнейшей телеги «The Prisoner» основан на английском сериале 60-х годов с Патриком МакГуэном в главной роли, в свое время ставшим культовым. В этом фильме британский секретный агент оставляет службу и бежит в место, называемое «The Village», где люди вместо имён пользуются номерами. Он — № 6. Чем меньше номер, тем выше ступень в иерархии. Песенка очень сильная с эффектным началом в виде монолога и продолжением в лице крутых и техничных партий ударных, перестукивающих, словно для раскачки перед скоростным рубиловом. Самой претензионной песней является заглавная «The Number Of The Beast», история в которой навеянная фильмом «Омен II» c цитатой в начале песни взятой из Откровения Иоанна Богослова. Именно благодаря этой песне о группе укрепилась слава как сатанинской, а о самой песне как скрывающей пропаганду сатанизма. Сам лидер коллектива, Стив Харрис, объяснял историю Номера Зверя как некоего увиденного им сна.

Беспрецедентные хиты и: композиция «Run To The Hills», хотя и самая прямолинейная на диске, под стать таким классическим вещам как «Iron Maiden» или «Wrathchild», но впечатление оставляющее просто-таки великолепное. При всей своей наивности она идеально вписалась в общую музыкальную канву, рассказывая историю истребления индейцев. Бесподобная баллада «Children Of The Damned», сочинённая под впечатлением одноименного фильма «Дети проклятых» о группе особо одарённых детей. Напористая «22 Acacia Avenue» о девушке Шарлотте, написанная ещё во времена, когда Смит промышлял в группе Urchin. «Gangland», написанная Клайвом Барром и Эдрианом Смитом, с влиянием джаза, радующая мощным угаром и удальцой. Наконец-то эпик «Hallowed Be Thy Name», о котором можно было бы написать километровые рецензии, Шедевр с большой буквы и одна из лучших песен группы и хеви метала вообще. На переизданную версию альбома вошла также композиция «Total Eclipse» — мощнейший боевик с очень драйвовыми риффами и безумной, ураганной соло партией, совершенно стопроцентный хит!

Номер зверя — это Шедевр и этим всё сказано. Невероятная работа, оставляющая впечатление вихря пронесшегося над головой. Одна из лучших работ в дискографии англичан. Гениальный и уникальнейший хеви-метал альбом, один из тех хеви-метал дисков, которые нужно услышать при жизни каждому металисту хотя бы раз, чтобы узнать что такое НАСТОЯЩИЙ хеви-метал.

5/5

Iron Maiden - Piece of Mind

Iron Maiden — Piece of Mind (1983)

В декабре 1982 во время тура «The Beast on the Road» ударник Клайв Барр был уволен из Iron Maiden, а доигрывать тур ангажирован Нико МакБрейн (Streetwalkers, Pat Travers, Trust), в 83 занявший место официального ударника группы. Нико один из лучших ударник в хеви метале и этим всё сказано. «Piece Of Mind» — это первый альбом с Нико и очередной впечатляющий пласт от британских классиков хэви метала, особенно для 83 года. Впечатляет он буквально всем — идеально чистым, не особо тяжёлым, но очень приятным качеством записи от Мартина Бирча, идеальной техникой владения инструментами, мелодичностью гитарных партий, даже несколько более утончённостью в сравнении с предыдущим и без того очень техничным диском «The Number of the Beast», высокохудожественными литературными текстами и, наконец-то, божественно оригинальным, харизматичным и сильным вокалом Брюса Дикинсона.

Но, «Piece Of Mind» всё же не производит настолько взрывного эффекта как «The Number of the Beast». Вообще, у первых трёх работ (даже без Дианно) очень особая атмосфера и они стоят в стороне от всего остального творчества Мэйден. «Piece Of Mind» более степенен и спокоен в своей подаче, совершенно безумной и бешеной энергетике в нём подвластна лишь культовая «The Trooper», написанная по мотивам поэмы Альфреда Теннисона «Charge of the Light Brigade» («Атака лёгкой бригады» или «Атака кавалерийской бригады»), в которой идёт речь о британском солдате во время Балаклавского сражения, произошедшего в ходе Крымской войны. «The Trooper» как и альбомом ранее боевик «Hallowed Be Thy Name» — можно считать одной из самых лучших песен как группы, так и в хеви метале вообще, действительно впечатляющий шедевр, с удивительно напористым, быстрым и энергичным пением Дикинсона! И хотя динамичных боевиков на альбоме хватает — все они всё же не дотягивают по своей энергетике до гениального Трупера.

А таких быстрых боевиков тут большая половина альбома, что характерно для всего раннего творчества девы — это и открывающий номер «Where Eagles Dare» по мотивам одноимённого фильма Браяна Хаттона в роли с Клинтом Иствудом, «Sun and Steel» о легендарном японском самурае Миямото Мусаши, несколько негармоничная «Die With Your Boots On» с агрессивными куплетами, труевым припевом и совершенно дурацким бриджем, первый по-настоящему сложный, многоуровневый и прогрессивный эпик группы «To Tame a Land» по роману Фрэнка Херберта «Дюна» и эпик по-проще, на библейскую тематику «Revelations». Вместе с тем, и все остальные песни хороши по своему — например качум «Flight Of Icarus» на тематику греческой мифологии, «Quest For Fire» как более замедленная версия «Where Eagles Dare» и энергичный среднетемповый боевик «Still Life», основанный на рассказе Рэмси Кэмбелла 1964 года из сборника «Обитатели Озера и другие непрошеные жильцы». И вообще мелодический уровень композиций несравненно выше многих других представителей хеви метала и новой волны в частности того времени, почему Мейден собственно уже в начале карьеры и одна из ведущих групп стиля.

В целом, кроме того, что это мировая классика новой волны, это просто отличный альбом. Исключительно по-моему мнению и даже не учитывая шедевры этого альбома, он в целом всё же не дотянул до уровня мелодизма и мощи атмосферы «The Number of the Beast», что в принципе, не делает его плохим и доказывают лишь ту истину, что второго Номера Зверя быть не может! Да и не должно. Я бы не назвал «Piece Of Mind» в целом шедевром, но это очень классный альбом и один из лучших альбомов Девы в преддверии уже шедеврального «Powerslave». В нём есть и своя, пускай не настолько волшебная как на Номере, но всё же уникальная, восьмидесятническая атмосфера, ну и свои отдельно взятые шедевры и хиты.

Iron Maiden - Powerslave

Iron Maiden — Powerslave (1984)

Всего лишь один год прошёл после выхода альбома английских монстров хеви-метала Iron Maiden «Piece of Mind» перед выходом их следующего опуса «Powerslave», но этот год — прыжок длиною в вечность. «Powerslave» хоть и являет собой по сути олдскульный хеви, но звучит для 84 года по новаторски очень современно и тяжело. Мне никогда не нравился лёгкий и суховатый звук «Piece of Mind», из-за которого альбом звучал несколько монотонно и однообразно. Совсем другое дело — «Powerslave», звучащий стараниями всё того же, что и на прошлом альбоме Мартина Бирча, очень плотно, сочно и живо, а с дичайше энергичным и агрессивным материалом — ещё и очень забойно и мощно. «Снимаю шляпу» перед Мартином — на «Powerslave» он добился идеального и узнаваемого звучания, создав одну из лучших записей в дискографии группы и истории тяжёлого метала 80-х годов.

По общим впечатлениям «Piece of Mind» был крепкий и добротный хеви, даже больше олдскульного толка нежели «Powerslave», но при этом «Powerslave», по-моему на голову выше его в плане энергичности и забойности подачи, агрессивности мелодики и экспрессии вокала Брюса Дикинсона. Мне очень нравится этот альбом именно своей пробивной энергетикой и агрессивностью инструментальных и вокальных партий, и я бы сказал, что настолько жёстких альбомов у Мейден было только два — рассматриваемый и следующий «Somewhere in Time».

Начинается альбом лучше не придумаешь — осатаневшим скоростным боевиком-шедевром от Стива Харриса «Aces High» — какой там экстрим метал, в этой песне столько агрессии и злости, что она «порвёт любого мясника на маленьких тузиков». Песня очень сильная и хитовая, настоящий шедевр хеви-метала. Конечно, это не Трупер и не Халловд, но вот следующий динамичный номер Эдриана Смита и Дикинсона «2 Minutes to Midnight» как раз им и составит компанию. При чём 2 Minutes не настолько быстрый и агрессивный как указанные шедевры, что ему совершенно не мешает стать одной из лучших и весомых песен в истории группы и хеви-метала вообще. 2 Minutes это, что называется песня «круче вареных яиц», настоящая и непревзойдённая классика ТРУ ХЕВИ-МЕТАЛА!!!

Инструментал «Losfer Words (Big ‘Orra)» Харриса радует драйвовым и плотным риффингом и весьма техничной подачей, но производит несколько впечатление будто эдакого инструментала, вырванного из контекста какой-то песни. Агрессивные и скоростные Хариссовская «Flash of the Blade» и Смито-Брюсовская «Back in the Village» находятся где-то очень рядом по общим впечатлениям, но при этом, технически отличаются друг от друга разными ритмами. Харисовский гимн «The Duellists» чем-то напоминает по ритму «Where Eagles Dare», только без его типичных сбивок. Ну и напоследок группа ставит два совсем не маленьких по длине качума — более динамичный «Powerslave» Дикинсона и особенно разноплановый «Rime of the Ancient Mariner» Харриса. Примечательно то, что ни один из них не уступает другому, как по технической сложности и прогрессивной навороченности, так и по мелодической силе и агрессивности. И если «Powerslave» тотальна агрессивен и отличается египетской загадочной атмосферикой, то «Rime of the Ancient Mariner» уже более величественен и торжественно гимновый.

В качестве итога, хочется сказать, что «Powerslave» это гениальный альбом-шедевр срединного периода группы, построивший костяк её дискографии и наравне с «Somewhere in Time» и «Seventh Son of a Seventh Son» являющийся тем «китом», на котором стоит хеви-метал и метал вообще. Отдельное и особенное уважение вызывает высокая литературность текстов песен альбома, в которой группе просто никто из других хеви-металлеров не сможет дать форы, а также заоблачный уровень техничности на 84 год. Вспоминаем как простенько, хотя и профессионально играли в 84 Judas Priest на «Defenders of the Faith», Saxon на «Crusader», Accept на «Metal Heart» (85) и Dio на «The Last in Line» — и сразу отпадают все вопросы относительно того, кто был самым виртуозным исполнителем хеви-метала. Единственными, кто, пожалуй, в 84 могли еще действительно стать в ряд по технике с Девой — это датчане Mercyful Fate с «Don’t Break the Oath», чьим качественным прогрессивныс хеви-металом они не уступали даже зубрам прогрессивного рока. В общем, один из лучших альбомов Мейдена и хеви-метала.

Iron Maiden - Somewhere in Time
Iron Maiden — Somewhere in Time (1986)

Проведя в течении 84-85 больше сотни изнурительных концертов, британские классики хеви-метала Iron Maiden засели за сочинение «Somewhere in Time». На альбоме нет ни одной песни авторства вокалиста группы Брюса Дикинсона, которого потянуло в то время на хард-рок, но это никоим образом не сказалось на качестве музыкального материала. Даже более того. Martin Birch, записывающий группу ещё с альбома «Killers» на этот раз превосходит самого себя. Если первые альбомы Мэйден звучали как отъявленный олдскул, «Powerslave» уже поражал своей суперчёткостью и тру метальностью, то «Somewhere in Time» это по истине самая тяжёлая, басовитая и забойная работа Iron Maiden и по сей день. Не маловажную роль сыграла и подкладка из гитарных синтезаторов, дополнительно обеспечившая звучание плотностью и широтой. Но не только Мартин постарался — на этот раз у самой группы гитарные риффы оказались необычайно агрессивными, тяжёлыми и жёсткими, в той время как мягкие соло пассажи, буквально парили над всей мощью и напористостью ритм-секции. Дикинсон поёт весьма разнообразно, изменяя свой стиль от экспрессивно-агрессивного до более лёгкого и напевного. То количество соляков, которое здесь предоставлено невозможно перечесть, их просто море и все они покрыты печатью фирменного духа группы, очень мелодичны и атмосферны. Поражает также и богатая разнообразность и цепляемость композиций, каждую из которых можно считать полноценным хитом.

Теперь несколько подробностей. Открывающая композиция «Caught Somewhere In Time» это наиболее жёсткий и резкий хеви-метал, которого у банды не было ни до, ни после. Энергетика в этой вещи просто дичайшая и адская, и как жаль, что такие композиции можно пересчитать по пальцам. «Wasted Years» — одна из редких и нетипичных песен в творчестве группы, с очень светлыми и оптимистичными мелодиями, при этом обладающая «крутыми» гитарными партиями. Прямолинейные и простенькие «Heaven Can Wait» и ещё атмосферная «Sea Of Madness» хороши уже своей именно простотой и доходчивостью, забойный и чёткий хеви метал и этим всё сказано. «The Loneliness of the Long Distance Runner» — адаптация истории одноимённого рассказа Алана Силлитоу («Одинокий бегун»), содержащего резкую критику общественного устройства Великобританиии, по которому также был снят и одноимённый фильм. Композиция достаточно эпичная, разве что не настолько многоуровневая как финальный «Alexander the Great». «Тыгыдым» «Stranger in a Strange Land» представляет собой также адаптацию истории, но теперь фантастического философского романа Роберта Хайнлайна «Чужак в стране чужой», удостоенного премии «Хьюго» в 1962 году. «Deja-Vu» по своей прямолинейности и забойности брат-близнец таких же «Heaven Can Wait» и «Sea Of Madness», однако в отличие от них имеет более сложную мелодику. В конце идущий «Alexander The Great» – одно из самых эпичных и монолитных полотен Железной Девы. Почти 9 минут эпичного хеви метала, для прослушивания которого нужно запастись терпением и попкорном, но оно того стоит. Не учитывая разнообразные и прогрессивные хитросплетения в этой песне, её припев и куплеты мелодически супер круты и супер гениальны. Блеск!

В целом, работа повергающая в шок. Удивительно, и как этой группе только удавалось каждый раз создавать что-то новое и оригинальное, оставаясь в узких хэви-металлических рамках?! Второго такого диска у Мэйденов нет, и как показала история не было. Альбом оставляет сильнейшие впечатление классики и шедевра. Анализируя спустя годы творчество Iron Maiden, можно сказать, что не учитывая золотой олдскул первых работ группы, именно «Somewhere in Time» в связке с «Powerslave» и «Seventh Son of a Seventh Son» создали тот платиновый костяк творчества Iron Maiden

Iron Maiden - Seventh Son of a Seventh Son

Iron Maiden — Seventh Son of a Seventh Son (1988)

«Seventh Son of a Seventh Son» — концептуальный альбом британских хеви металлеров Iron Maiden, в историю которого положен сюжет книги американского писателя Орсона Скотта Карда «Седьмой сын». На нём впервые Мэйден в лице Эдриана Смита и Стива Харриса используют клавишные синтезаторы, в отличие от гитарных синтезаторов на альбоме «Somewhere in Time» (1986). И такое использование синтезаторов, конечно же, оправданно, ведь оно придаёт атмосферы некоторым композициям, служит для реализации соответственных мелодий и эпики делает ещё более солидными и разнообразными.

«Седьмого сына» можно считать наиболее прогрессивным и сложным альбомом группы на 88 год, часть прогрессивных песен в котором чуть ли не преобладает над прямолинейными боевиками. Примечательно то, что такие прогрессивные вещи ещё и вполне могут подпадать под звание эпиков — это два в большинстве размеренных, но и с некоторыми быстрыми частями композиции «Infinite Dreams» и «The Prophecy». Сильные и мелодичные песни, но на мой взгляд в плане яркости всё же прямолинейным боевикам проигрывающие. Я бы даже назвал эти песни полноценным прогрессив хеви-металом а-ля Queensryche или Savatage. Интересный опыт и самое главное не настолько скучный как в последствии на поздних альбомах, поскольку, кроме атмосферности, есть в них и напор, и экспрессия.

А вот Мартин Бирч на этот раз сработал по-моему не совсем хорошо. Запись чиста, приятна и красива, но явственно проигрывает плотности и мощи «Powerslave» (84) и «Somewhere in Time» (86). Конечно, и так всё очень круто, но скоростные боевики из-за такого пространного звучания лишаются некоторой части угарности и забойности. Самое интересно, что подобное звучание не редко станет излюбленным у прогрессив металлеров в будущем. Да и начинается альбом совсем не стандартно для группы полторы минуты только разогревающимся, но в последствии скоростным боевиком «Moonchild», с одной стороны и напористым, но с другой — уже, как мне кажется, без той осатанелости предыдущих открывашек «Aces High» и «Caught Somewhere in Time», что в принципе неплохо, но специфично.

И так весь альбом — напористый, энергичный, мощный и драйвовый, но уже без сумасшедшей агрессии. И да простят меня фанаты Девы, но как на прошлом альбоме «Somewhere in Time», так и на рассматриваемом уже нет величайших песен плана «Hallowed Be Thy Name», «Trooper» и «Minutes To Midnight», как не будет их и на последующих альбомах. Эта троица останется на веки в гордом одиночестве. Что также в принципе не так уж и плохо, поскольку на Седьмом сыне мы имеем возможность слушать шедевры из другой оперы — это супер душевные, мощные динамичные боевики «The Evil That Men Do», «Only the Good Die Young» и «The Clairvoyant». Заглавный одноимённый «Seventh Son of a Seventh Son» — ещё один шедевральный товарищ в пару к Александру Великому и Старому Мореходу — могучий, многоуровневый эпик, в припеве особенно агрессивный. Единственным неоднозначным местом, но в итогетакже удачным, как я думаю, уже все поняли, является качум «Can I Play with Madness», в котором куплеты хороши, но припев мажорен не по плечу такой серьёзной группы как Мейден.

Очень сильный и неравномерный альбом. Большая половина его непревзойдённая классика, шедевры и хиты, но меньше половина всё же ровна, а «Can I Play with Madness» возможно надо было бы вообще засунуть куда-подальше. И снова Мейден впечатлил крутейшими литературными текстами, впечатляющей техничностью материала и немного пугающей его сложностью, отличным качеством звучания, превосходными вокальными партиями и общим вселенским уровнем качества. Этот альбом хотя и менее концертирован, нежели «Powerslave» (84) и «Somewhere in Time» (86), но в тоже время учитывая его сильные стороны и он является одним из лучших альбомов группы и хеви-метала вообще. Нельзя не учесть вклад Девы посредством этого альбома и в истоки и основы прогрессивного метала и прогрессивного хеви-метала.

5/5

Iron Maiden - No Prayer for the Dying

Iron Maiden — No Prayer for the Dying (1990)

«No Prayer…» на данный момент единственный спорный альбом английский ветеранов хеви-метала Iron Maiden старого творчества конца 80х. Многие вменяет ему в вину излишнюю техническую простоту и слабый саунд, который создавался в условиях личной студии лидера и гитариста группы Стива Харриса. Совершенно точно, что альбом не смог войти в серию культовых дисков группы, даже несмотря на наличие немалого количества хитов, при этом, явив собой некую попытку скрестить творчество банды между легендарными «Seventh Son….» и «Somewhere In Time», но до них всё же не дотягивающую. При это, «No Prayer…»своеобразная, одновременно сложная и гениально простая работа, беда которой лишь в том, что она стала работой промежуточного периода, закрывающей эпоху 80х, успех которой чаще всего невозможно повторить и возможно даже не стоит и пытаться. Мэйден попытался и всё что у него получилось это быть где-то лишь рядом, но не единым гениальным целым. Это было новое время и группа уже мыслила по новому, но будто в страхе не понятой действовала по старому. На следующем «Фире» уже в плотную чувствуется дух этого времени 90х и это правильно. «No Prayer…» же это последние попытки группы удержать нечто великое и неповторимое, и на мой взгляд, попытки которые увенчались полным успехом. Англичане выдали очередное своё эпохальное творение, которое, я уверен, не мало добавило группе новых поклонников и не мало порадовало старых. Но кроме того, это и показательная работа группы этапа 90х с по своему уникальной атмосферой и гармониями.

Iron Maiden - Fear of the Dark

Iron Maiden — Fear of the Dark (1992)

Я склонен считать «Боязнь темноты» последним действительно классическим альбомом Железной Девы. К сожалению, не все поняли попытку группы на прошлом альбоме «No Prayer for the Dying» вернуться к корням и расценили это превратно. Но и «Fear of the Dark» это попытка «встать в ряд» с легендарной троицей «Powerslave» (84), «Somewhere in Time» (86) и «Seventh Son of a Seventh Son» (88). В нём действительно есть величие тех альбомов, особенно в скоростных и агрессивных боевиках «Be Quick or Be Dead», «Judas Be My Guide» и заглавном супер-эпике «Fear of the Dark». Понравился и оригинальный, а главное плотненько и крепко сбитый звук, особенно после недостаточно тяжёлого и плотного «No Prayer…» …В общем попытка увенчалась успехом….

Но в большинстве, «Fear of the Dark» — это альбом совсем не от «той» троицы. Там была оригинальность в каждом из них. А это смесь из той троицы и в особенности как раз предыдущего прямолинейного «No Prayer for the Dying». Эта прямолинейность чувствуется далеко не в маленьком количестве песен – напористой и динамичной «From Here to Eternity», прог-ориентированной «The Fugitive» или вовсе глэмистом хард роке «Weekend Warrior». У группы давно уже не было баллад и вот она «Wasting Love» — мрачнейшая тяжёлая хеви метал баллада! И она прекрасна. Очень нетипично для Мейден звучит и подаётся мрачный среднетемповый номер «Chains of Misery» — действительно в творчестве группы оригинальная вещь и достаточно хитовая ко всему прочему. Кстати говоря о хитах – все указанные вещи хиты, не говоря уже о «Be Quick or Be Dead», «Judas Be My Guide» и «Fear of the Dark», которые по-моему вообще настоящие шедевры. Не критично, но заметно, что размеренные «Afraid to Shoot Strangers», «Fear Is the Key» и «Childhood’s End» с кучей перестукивающих ударных — это композиции сугубо на любителя. Они не лишены Мейденовского шарма и мелодичных инструменталов, но тягомотность их вместе с новой прямолинейностью этой группе, которая всегда славилась «концентратом», разжижает альбом и делает его неравномерным, когда возле суперхитов идут такие «пространные» атмосферные вещи. Но даже они в купе с остальным великолепием заходят на ура!

Классный альбом, последний на то время альбом с Дикинсоном и весь трагизм этой ситуации ощущается и по сей день. Уйти после такого в целом и интересного, и необычного, да и достаточно хитового альбома — подставить и себя и поклонников. Более того, на нём чувствуется, что Дева шагает в ногу со временем и 92 год на дворе встречает «актуальным» материалом, а местами может даже вжарить на полную катушку как и в лучшие времена.

Iron Maiden - The X Factor

Iron Maiden — The X Factor (1995)

Представляю какой был шок у фанатов услышать альбом «The X Factor». Альбом этот видится мне сугубо экспериментальной попыткой Харриса «психануть» и выдать что-то такое, что раньше ему выдавать не давали то ли остальные участники, то ли моральные рамки. В итоге, он выдаёт что-то отдалённо похожее на Мейден, особенно похожее в прямолинейном качуме «Sign of the Cross» и динамичном номере «Man on the Edge». Но в остальном – Мейден тут слышится с трудом. Мелодии очень размытые и расплывчатые, якобы с атмосферным содержанием. При этом, мелодизмом пластинка не обделена ни в вокальном, ни в инструментальном плане.

Здесь нет Дикинсона – а зачем он тут нужен? Петь эту до крайности унылую и «убитую» в эмоциональном плане музыку? Та вроде как и незачем совсем. Блейз Бейли замена оригинальная и харизматичная, и учитывая материал, вполне оправданная. Хотя даже как показали и показывают сольники Бейли – он никогда не был настолько «нытиком» как на этом альбоме, хотя и его авторство на нём есть в доброй половине песен. Неизвестный парень по имени Бейли отлично спел все свои заунывные партии.

А самый главный минус «The X Factor» объективно — это его унылая подача. Всё же считаю, что весь материал можно было подать куда более энергичней, забористей и мощней. Это доказывают и концертные записи этих песен. Да и звук на «The X Factor» поставлен как-то уж больно монотонно и серо, нет фирменной яркости звучания группы, которая была даже на дебютнике. Харрис и ко. умудрились на «The X Factor» кастрировать даже казалось бы такие пробивные и забойные вещи как «Sign of the Cross» и «Man on the Edge», сделав из них лишь бледное подобие хеви металлического величия группы.

Ну что ж, эксперимент есть эксперимент. И он нашёл своих любителей. Качественный альбом от мастеров своего дела, который лучше бы под маркой Мейден не выходил.

Iron Maiden - Virtual XI

Iron Maiden — Virtual XI (1998)

На этом альбоме и завершился период пребывания вокалиста Блейза Бейли в стенах английской хеви метал группы Iron Maiden. Не могу сказать, что мне безумно жаль, но всё же «Virtual XI» неплохая работа и лично для меня более интересная нежели предыдущая «The X Factor». Рассматриваемый альбом вроде как и звучит похоже на «The X Factor» в силу своего пластикового звука, но технически более прямолинеен, забоен и горяч. На нём нет той мрачной психопатичности, которой был наделен вдоль и поперёк «The X Factor». Из-за этого и Бейли раскрывается с более яркой стороны, и его чистый вокал звучит достаточно внушительно, харизматично и оригинально. В «Virtual XI» он однозначно на своём месте и эти песни хорошо с ним ассоциируются.

Хватает на альбоме и мелодичных инструментальных партий в фирменной Харрисовской манере. Да и вообще, «Virtual XI» — альбом очень хитовый на самом то деле. Да, звук на нём дряблый и хилый, особенно в плане совершенно не плотных и отвратно звучащих ударных, а подача группы явно слабовата, даже в самых мощных боевиках. Такое вот ощущение, что Харрис и компания словно боялись дать жару, будто что-то их сдерживает и не даёт «сорваться с цепи». Это особенно хорошо слышно на концертных записях, где Брюс или Блейз сочно гасят «Futureal» или «The Clansman». Но в общем, ребята всё же смогли наконец-то выбраться из Икс-Факторовского унылья и уже открывающая песня «Futureal» пускай и тот самый «рафинированный» хеви нового столетия, но всё же добротный и крепко сбитый динамичный боевичёк.

Есть, конечно, и какие-то и скучные «пробуксовывания» в виде неторопливого номера «The Angel and the Gambler» с занудливо повторяемым примитивным припевом или самая прогрессивная, но от этого не самая хорошая вещица «The Educated Fool». Но зато совершенно угарно «раздают» динамичные «Lightning Strikes Twice» и «When Two Worlds Collide», которые я и вовсе бы назвал шедеврами группы того периода! «Don’t Look to the Eyes of a Stranger» — также хорошая, сильная песня с разнообразным ритмом. Концовка альбома эффектна не менее, чем начало, хотя это и среднетемповый хард рок «Como Estais Amigos», но отличающийся особенной эмоцинальностью и проникновенностью. Подобная вещь звучит для Мейден ново и свежо, да и цепляемостью не обделена.

Так что в общем-то, вроде не всё так уж и плохо, и даже можно сказать, что всё хорошо. Но вот эта «близорукая» подача, когда группа ведёт себя словно старый инвалид с палочкой вместе с плоским некрасивым звуком — гробит всю энергетику, дух и мощь группы. Хороший альбом в целом, который однако хочется слушать очень и очень редко.

5/5

Iron Maiden - Brave New World
Iron Maiden – Brave New World (2000)

Возвращение Брюса Дикинсона в Iron Maiden было правильным решением по крайней мере со стороны его фанатов, для которых группа словно снова обрела себя. Однако же, сколько не ругай альбомы с Блейзом Бейли, BNW стал их логическим продолжением. Но с Дикинсоном уровень материала всё же поднялся, ведь он действительно хорош — и в идеальной форме, и к нему не предьявишь ни одной претензии. Он очень энергичен, силён, харизматичен и как всегда оригинален. Бэйли хорош, но он не Брюс.

Все песни на BNW наделены той фирменной Дикинсоновской глубиной и энергетикой, которая Блейзу и не снилась. Однако, к глубокому разочарованию, почти во всех их занудные и примитивные повторения слов припева и, занудные же и однообразные акустические партии, что также не ново и хорошо известно уже по альбомам с Блейзом. Но всё же на эти минусы хочется закрыть глаза, учитывая насколько альбом силён мелодически. Звук снова пластиков и очень похож на самом-то деле на звук альбомов с Блейзом, только более, при этом, тяжёл, плотен и басовит. На BNW группа наконец-то сумела этот свой ужасный современный звук довести до ума, хотя звучание барабанов лично мне всё равно слышится унизительно кастрюльным. И всё же, наконец-то после двух наглухо испоганенных в плане звука альбомов, Мейден выдал наконец-то диск прилично записанный. Дева только хорошо «стелит» на самом-то деле, открывая альбом забойным и скоростным шлягером «The Wicker Man» в лучших традициях Мейденовских динамичных боевиков. Отлично продолжает она напористым и разнообразным по ритму качумом «Ghost of the Navigator». И это действительно два шедевра запредельного уровня и уровня классики коллектива.

Но дальше — материл в совершенно аналогичном духе предыдущих двух альбомов, и в особенности Виртуала, где Мейден уже более прямолинеен и менее прогрессивен и задумчив. Что в прочем не мешает BNW быть по-прежнему шедевром. Ведь все эти знакомые по двум предыдущим альбомам мелодии теперь куда более выразительны, ярки и цепляющи, ну а самое главное спеты «правильным» вокалом. С заглавного качума «Brave New World» и размеренного эпика «Blood Brothers» и начинается та откровенная и неприкрытая «факторовщина» и «виртуаловщина» — и Мейден снова уже не «тот», что раньше. Агрессия музыки уходит, а на её месте эпичность. Агрессия остаётся лишь фрагментарно в куплетах, но зато уровень напора во всех композициях — впечатляет, никаких тебе соплей «Фактора», всё очень твёрдо и мощно.

Тоже самое, что и с Блейзовскими эпиками, можно наблюдать и например на песне «The Nomad» — эпической и величественной композиции с душевными мелодиями, но в отличие от классических эпиков группы, лишённой уже их агрессивности и эксцентричности. Очень крепкая тройка «The Mercenary», «Dream of Mirrors» и «The Fallen Angel» выглядит словно кровные братья — мелодичные, душевные и проникновенные композиции в духе «Lightning Strikes Twice» и «When Two Worlds Collide» с «Виртуала». Кроме первых двух номеров также впечатляет вполне удачная попытка группы на «Out of the Silent Planet» вернуться к золотой классике, хотя подача в ней всё же новомодно-торжественная в духе сами знаете каких-альбомов, но мелодика — гениальна! Самая прогрессивная на альбоме вещь, заключительная «The Thin Line Between Love & Hate», после всего угара — скучновата, а с учётом всего предыдущего великолепия, ещё и явно не хитова….

Итого: у нас альбом-шедевр и лучший альбом Мэйден после Фира до сих пор! Три шедевра (The Wicker Man, Ghost of the Navigator и Out of the Silent Planet) и куча суперхитов. Ничего себе возвращение оригинального вокалиста! Всем бы так возвращаться! Это какое-то не просто возвращения вокалиста, а возвращение всей группы целиком! Уму немыслимо!!!

Iron Maiden - Dance of Death

Iron Maiden — Dance of Death (2003)

Возвращение блудного «седьмого сына» в Мэйден на «Brave New World» хоть и было записано с таким же пластиковым звуком как альбомы (95 и 98) с Блейзом, но всё же подкреплялось и ломовой дозой энергетики, забойных и мощных композиций. Материал «Dance of Death» такого разрыва не производит. Очень он уж скромный, добрый и душевный. А некоторые вещи типа открывающего динамичного боевичка «Wildest Dreams» и его собратьев «Gates of Tomorrow» и «New Frontier» и вовсе очень олдскульны и прямолинейны. Но, однако же звучат они как какая-то урезанная версия олдскульного материала группы. Не то, совсем не то. Эта современная подача группы и её плоский, бездушный звук по-моему совсем не годиться для таких простеньких треков. Они выглядят на альбоме аутсайдерами и вещами «случайными», хотя и не лишёнными сильных мелодических линий, но на хиты совсем не претендующими. Хотя «Wildest Dreams» это, извините открывающий номер, который по идее должен рвать и метать, а он оказывается таким себе тряхловатым «бодрячком-старичком».

На «Dance of Death» кучага классных, мелодичных и душевных гитарных партий. Вот уж тут действительно ребята вжарили креативом. Пение Дикинсона порадовало энергичностью и харизмой, но и всё же местами показалось подсевшим и грязноватым, но в целом также положительным. Не понравился, как всегда в случае с поздними альбомами, пластиковый звук ударных и не достаточно чёткий звук гитар. Да и вообще звучание «Dance of Death» не самая сильная его сторона – оно какое-то зажатое и сжатое, и ему не хватает широты сцены для того чтобы реализовать величественные части пластинки и прямолинейные.

Настоящую ценность в альбоме, я бы сказал, представляют три номера – якобы с элементами прогрессива, а на деле просто с кучей акустики динамичные боевики «Rainmaker» и «No More Lies», и заглавный прогрессивный эпик «Dance of Death». Эти композиции на уровне с материалом сильнейшего «Brave New World» невероятно эмоциональны, цепляющи и запоминающиеся. В них есть «искра», в них есть энергетика, и хотя подача в них такая же «усталая» как и во всех альбомах после «Fear of the Dark», но звучат они очень приятно и душевно. Да что уж там – это настоящие шедевры позднего периода группы.

Вместе с тем, Мейден развивает свою эпическую и помпезную сторону и это такой достаточно агрессивный и напористый боевик «Montségur» и более размеренная и прогрессивная телега «Paschendale» — не хиты, но песни однозначно сильнейшие и выразительнейшие. После «Paschendale» идут размеренные темы одна прогрессивней другой — «Face in the Sand», «Age of Innocence» и «Journeyman», последняя вообще смахивает более на прогрессивный рок. Эти три вещи сложно отбиваются в памяти, их вообще тяжело слушать и их длина неоправданно затянута, а потому звучат они в рамках творчества Мэйден откровенно скучно и занудно. Да, и в них есть отдельные приятственные и сильные моменты, но в большинстве это тягомотина, которую осилит даже не каждый фанат.

Но в целом, я бы всё же положительно оценил «Dance of Death». Конечно, во время выхода он как обухом по голове ударил то своей откровенной простотой, то непростительной прого-затянутостью. Но как известно время – это та река, которая точит любой камень. И теперь спустя годы на недостатки этого альбома смотришь уже «сквозь пальцы» и пытаешься не придавать им особого значения, тем более когда большинство материала «Танца» — всё-таки крепко, сильно и даже хитово. А потому, спасибо Железной Деве и за этот прекрасный альбом.

Iron Maiden - A Matter of Life and Death

Iron Maiden — A Matter Of Life And Death (2006)

На «A Matter of Life and Death» английские ветераны хеви-метала решили усиленно заняться «военными приготовлениями», однако выбрали выжидательную тактику, нежели наступательную. Именно это приходит мне на ум, учитывая всю размеренность и неторопливость композиций на альбоме. Многие, очевидно, могли ожидать от Мэйден мощного и пробивного хеви-метала по примеру Танца Смерти, но не в этот раз. В этот раз в программе монстров тяжелого метала — прогрессивный и эпический хеви метал, выбранная антивоенная тематика которого прекрасно сочетается с подобным материалом и более чем ему подходит.

Практически весь альбом — это один большой величественный эпик, с привкусом пороха и крови на губах. Это совершенно не стандартно для например старого и оголтелого Мэйден, но вполне логично, учитывая какими тропами Эдди и банда шагали последний десяток лет…Факт «A Matter of Life and Death» в том, что… бой закончен, время собирать камни. Посредством этого альбома группа как бы в роли ветеранов военных действий повествует тяжёлую и драматическую историю проигрышей и побед… Брюс Дикинсон поёт сильно и часто непривычно высоко. В целом, его вокал, как и сама музыка, далёк от агрессивности и жёсткости, и упор им делается чаще на возвышенность и напевность. Бас-гитара, как впрочем и всегда, заметно выведена на передний план, что учитывая довольно-таки лёгкое звучание, особенно яро бросается в глаза. Звуку конечно не помешало больше мощи и тяжести, особенно в тех моментах, где группа даёт жару. Правда, вот жару как раз она даёт редко, ведь альбом построен на прогрессивных эпиках, а это значит, что теперь не до «жести»… В принципе, саунд заслуживает доброго слова, не в пример предыдущему альбому, где возникало впечатление размытости и некоей гаражности звучания. Но на Мэттере на самом деле уйма приятственных моментов типа цепляющих и душевных соло партий и драйвовых риффов, мелодичнейших куплетов и хитовейших припевов…

Диск, конечно, наскоком не понять, но после нескольких прослушиваний истина оказывается такова, что он действительно интересный и стоящий, мелодически сильный, впечатляюще эпичный и весьма навороченный композиционно. Не ищите простых путей, чтобы понять его, как не искал их, как мне показалось, и Стив Харрис, записывая «A Matter of Life and Death». У Мэйден есть альбомы для отрыва, но этот альбом — для того чтобы присесть и задуматься.

Iron Maiden - The Final Frontier

Iron Maiden — The Final Frontier (2010)

После очень эпического и военного по тематике альбома «A Matter Of Life And Death» перед английскими классиками хеви-метала Iron Maiden стояла увлекательная задача решить куда двигаться дальше. «Мэттером» они окончательно закрепили за собой новую линию материала с Дикинсоном, которой дали начало ещё альбомы с Блейзом Бейли, а потому никто уже и не ждал от группы никаких «паратруперов» и «халловдов». Особенно после в доску эпичного, размеренного и прогрессивного «A Matter Of Life And Death». Но и на этот раз Мейдены смогли удивить своих поклонников, возможно и не всех положительно, но уж по тематике так точно! И вот теперь группа отправилась вместе со своим верным героем Эдди в космос! Во дела, да?

Путешествие началось с клипа на одноимённую песню «The Final Frontier». На альбоме она называется «Satellite 15… The Final Frontier» из-за того, что перед самой песней помещено какое-то совершенно жутко мутное интро, сначала инструментальное, а потом ещё и с партиями вокала Брюса. В общем, так начинают альбом обычно самоубийцы — 8 минут непоймичего, а в итоге, сама песня — 4 минуты. И вот она эта песня — и я от удивления просто развожу руки. Ребята — это же хард-рок! Вы чего, зачем, куда? Шок. Да ещё и припев с пары слов, тысячу раз смачно скандирующихся Брюсом. Звучит диковинно, неправда ли? Но не для истинных фанатов группы типа меня! На этом месте должен быть «адский смех»:) В общем, удаляем в соответствующей проге это интровое безобразие и получаем — отличнейший хит. Да, припев не по прогрессивному примитивен, но чёрт возьми, какие только проникновенные и цепляющие куплеты в этой песне! Это же просто бомба! Да и песня по чёрному-весёлая и заводная как антипод мрачной и серьёзной философской открывашки «Different World» с предыдущего «A Matter Of Life And Death». Но так ли нова эта песня как кажется? Отнюдь. Это очень даже 92 год и «Страх Темноты», а именно хардец «Weekend Warrior» или «From Here To Eternity», хотите что-то позднее — пожалуйста, «Lord of The Flies» или «The Angel and the Gambler». Но опять-таки повторюсь, песня отличная и хитовая.

Но не перестают удивлять Мейдены и дальше. Во-первых, все последующие песни становятся только ещё лучше и хитовее, а во-вторых, слышащий да услышит — «El Dorado» это суть агрессивного и забойного ритма песни «Killers» с одноимённого альбома 81 года. Но вот тут то и понимаешь, что это скорее прикол, чем действительно серьёзная заявка на успех. «El Dorado» трек однозначно сильный в каждом отрезке своей мелодики, да вот только мелодика эта не та крутая «киллеровская» мелодика с атмосферой ожидания «что тебя сейчас за углом мочканут», а уже пост-Блейз Бейливская «сытая» мелодика, музыкантов достигших пика и уж точно к звёздам не стремящихся. Но и тут как бы там ни было, а песня эта мелодична и хороша, просто с «приветом старому творчеству». Ну а дальше, в общем, кроме таких размеренных мега шедевров-эпиков как «Mother of Mercy» и «Starblind», альбом состоит из одних снова размеренных в большинстве эпиков, на звание хитов по определению не претендующих, но однозначно очень сильных, с фирменной мейденовской мелодикой и всеми из этого вытекающими.

В большинстве все эти эпики суть эпиков из двух альбомов с Бейли, но местами, особенно когда группа ускоряется — я прямо отчётливо слышу ту олдскульщину, которая была на первых двух альбомах группы — 80 и 81 года соответственно. Казалось бы после «El Dorado» чего тут удивительно? Ан нет, эти моменты явно выпирают на фоне материала «факторо-виртуаловского» периода. Ну и лично по моему мнению наравне с современным стилем группы подобное смешение звучит ни гармонично, ни актуально. В этих прямолинейных и «раздолбайских» ритмах группа играла в том самом начале 80-х, после чего постоянно прогрессировала и усовершенствовалась, и тут на тебе «mama i coming home»:). В общем, эта часть неоднозначна, а постоянные повторения нескольких слов и куча монотонной и скучной акустики и вовсе вызывает яростный негатив и острую необходимость обрезать все песни в половину как минимум. Но, песни действительно можно обрезать и тогда ничто уже не помешает наслаждаться альбомом, кроме, разве что, того случая, если вы не любите поздние эпики Мейдена. Вот тогда с этим альбомом вам ничего уже не поможет:)

Несколько слов о реализации: группа продолжает эксплуатировать звук, найденный на Факторе и Виртуале, с помощью Кевина Ширли постоянно его видоизменяя. Звук на данном альбоме действительно хорош, он менее пластиков, чем на Виртуале и Факторе, менее грязен, чем Танец, и является эдаким компромиссом, на котором правда тоже не обошлось без негатива — гитарам явно не хватает чёткости звучания. Партии Дикинсона как всегда великолепны, хотя он явно на некоторых треках звучит слишком великовозрастно и грязновато.

Объективно альбом хорош и богат на сильные мелодии и ни одна его песня не выпадает из общей картины, а такие номера, как «Mother of Mercy» и «Starblind», и вовсе супер шедевры, которые займут своё достойное место в позднем творчестве Железной Девы. «The Final Frontier» — это не тот альбом, который порвёт вас на маленьких любителей ИМ, но сила его в совершенно в другом — он по хорошему величественен, атмосферен, душевен и добр. И он, конечно же, под своё неторопливое настроение.

Iron Maiden - The Book of Souls

Iron Maiden — The Book of Souls (2015)

Перед тем как писать эту рецензию я не поленился и просмотрел несколько сет-листов Мейдена по турах, играемых группой после выхода «The Final Frontier» и рассматриваемого «The Book of Souls». Получается вполне ожидаемая ситуация. В основу сет-листов, конечно же, ложатся старые шедевры и хиты, а также некоторые песни из последних альбомов Девы – к их несомненной чести. Это, например, прямолинейные «El Dorado», «The Final Frontier», «If Eternity Should Fail» и «Speed of Light». Это говорит о том, что свежие эпики на концертах сильно не поиграешь и в расчёт берутся именно песни по доступнее. Но несмотря на этот факт,  на «The Book of Souls» команда как и несколькими альбомами ранее выпускает теперь уже целых два диска с большинством именно эпиков! Совпадение? Не думаю:) Ничего не имею против эпиков, они мелодичные, атмосферные, необычные, широкомасштабные, но часто их слушать не будешь, и не только из-за не маленького хронометража, а и в силу того, что эпики требуют подходящего настроения, если не говорить даже круче – особенного уклада жизни, который позволит слушать такие длиннющие песни. Вот собственно из-за этого на «The Book of Souls» как в случае и с альбомами «The Final Frontier» и «Dance Of Death» снова по сути нет ничего нового – пара хитов и большинство ровного, хотя и сильного материала.

Если поныть – все альбомы средины и конца 80-х состоят из одних хитов разного уровня, а эпики настолько круты, что из них одних можно составлять концертную программу. Если принять неизбежное и войти на полной скорости в буддизм — у Мейден хватает подобных альбомов, где есть и ровные и хитовые песни, а «The Book of Souls» это вообще настолько классный альбом, что у него нет ни одной проходной или скучной песни. Вот, пожалуй, на такой ноте я и продолжу эту рецензию. «The Book of Souls», несмотря на его эпичность, прогрессивность и навороченность, скучать не даёт. Не даёт он, конечно, и возможности получить какие-то сверх эмоции, до мурашек по коже, но слушается и он очень приятно. Я должен высказать негодование о стареющем и местами грязноватом вокале Брюса, который всё же отлично снова справляется, а также наличии как и в случае с альбомом «The Final Frontier» крайне олдскульных техник исполнения в духе первых двух альбомов Девы. И меня это не очень впечатляет, потому как мелодии сытые «позднемейденовские», а ритмы-то «деревянно» допотопные! Диссонанс однако. Ну ОК. Очень понравился звук. Мейден уже на «The Final Frontier» зазвучал плотно и мощно, без кастрюлек Фактора, Виртуала и БНВ, но что-то там гитарам как-то не хватало чёткости. Здесь же вроде всё очень сбалансировано и вообще звучит хоть и не агрессивно, как хотелось бы мне старому фанату Девы, но ОЧЕНЬ мощно, приятно и крепко. Подача такая же – напористая, уверенная на все 100% и что немаловажно – энергичная. Вот хватает на этом альбоме и энергетики и искры, и он мне даже показался каким-то более энергичным чем «The Final Frontier» и даже менее унылым. Нет, конечно, Мейден это всё тот же пенсионерский, но какой-то при этом с огонькой чтоле, удалой! На альбоме есть и шедевры, которые хоть и не достигают уровня лучших вещей группы, но вполне могут именоваться лучшими вещами из позднего творчества – это энергичный качум «If Eternity Should Fail» с потрясающими текстами и крайне мелодичный и динамичный номер «When the River Runs Deep». Не то чтобы прямо шедевром, но однозначным хитом я бы назвал ещё один быстрый боевик «Speed of Light» — простой, прямолинейный и с первого раза цепляющий, типичный образчик концертных номеров чтобы «поднять и вжарить» публику.

Отличный, преимущественно ровный альбом. Он вызывает, правда, мало эмоций, но по-мэйденовски как всегда только хороших и приятных. Старички держаться и это очень радует. Как и любая другая гениальная группа, так и Мэйден находится в состоянии поиска «философского камня» и пытается выдать что-то такое, чтобы остаться той уникальной группой, которую все знают. Но, вот незадача — «философский камень» Дева уже находила много раз, а сейчас куда-то его выкинула и не хочет вспомнить куда. А ведь вот же он, лежит прямо под её собственным носом! И этот философский камень – это та простая и душевная музыка как например «If Eternity Should Fail» и «When the River Runs Deep», которая идёт коротким и понятным путём прямо в глубины сердец большинства поклонников. Просто «подойди и возьми»… Другим коллективам уже посчастливилось найти такой «философский камень» (Саксон, Прист…) и я думаю, что черёд Девы тоже не за горами. Но спасибо ей за то, что всё-таки не сдаётся и продолжает поиск…Ведь главное что — do or die! 🙂