Автор рецензий: Евгений «Jackhammer» Молот 

Manowar - Battle Hymns

Manowar — Battle Hymns (1982)

Сложно сказать однозначно какая же группа первой ввела в обиход хеви-метала тематику поклонения металу, его воинам, королям и богам…но это были точно не Manowar, только в 88 выпустившие своих легендарных «Kings Of Metal», хотя и в 82 не обходившие стороной извечную тему хеви-метала (песня «Metal Daze»). Например, хит Пристов 1980го года «Metal Gods», несмотря на робото-тематику, в припеве вполне звучащий как ода Метал Богам… Сами же будущие «Короли Метала», Manowar, пришли к «Короне», как и было сказано выше, лишь в 88 через в прямом смысле — ратное дело, сделав спецификой своих текстов военную тематику. Это сейчас данная тематика одна из самых популярных в метале и у неё есть свои истинно преданные исполнители, глубоко окопавшиеся в этом направлении, например Sabaton, но в ту пору именно Manowar стали краеугольным камнем успешного внедрения воинской тематики и эстетики в метал, наконец-то в 88 выиграв всевозможные битвы и став теми самыми «Королями Метала»…

….И в целом, напористый, агрессивный и лязгающий железом Manowar всегда будет ассоциироваться у меня с мощью, силой и мужским началом, максимально отражающими эти понятия в хеви-метале, и неким концентрированным, музыкальным сгустком мужской энергии, способным крушить всё и вся на своём пути… Именно так я хотел начать свою рецензию на дебютный альбом американских ветеранов хеви-метала Manowar. И теперь, когда с «лирикой» покончено, приступим к обсуждению реального положения дел, которое в 1982 году ещё, по правде говоря, было далёким до побед и престолов…

Американская хеви-метал группа Manowar образовалась в апреле 1980 года гитаристом Россом «Боссом» Фридменом (Shakin’ Street, the Dictators), басистом Джоуи Де Майо (на тот момент звукоинженер и пиротехник Black Sabbath), вокалистом Эриком Адамсом и барабанщиком Карлом Кэнеди. Название «Manowar» в переводе обозначает «воин» и название самого крупного корабля парусного флота, нередко применяеющееся к линейному кораблю (c XVI в. по XIX в., Man-of-War, или Man of War). В этом составе в 1980 году группа записала демо, после которого Карл Кэнеди ушёл в The Rods, а его место занял американец польского происхождения Донни Хамзик. С подачи менеджера Била Экойна Manowar подписали договор со звукозаписывающей компанией Liberty Records, дочерним лейблом одной из самых крупных в мире компаний звукозаписи EMI, и в 1982 году в знаменитой позже Criteria Studios (AC/DC, Aerosmith и др.) в Майами записали дебютный полноформатный альбом «Battle Hymns».

«Battle Hymns», запись, которая лирически уже затрагивает вместе с социальными темами темы войны, но по большому счёту музыкально имеет мало общего с будущим грозным и могучим хеви-металом Manowar, который мы знаем сейчас. По сути это отражение увлечения авторов песен, Де Майо и Фридмена, истоками хеви-метала — классик хард-роком Deep Purple, Black Sabbath, Nazareth и др. А потому и «Battle Hymns» сам по сути хард-рок, максимум хард-н-хеви с явным привкусом рок-н-ролла, разве что не блюза, но звучащий мощнее и тяжелее указанных монстров. Американцы активно используют как хард-роковые стилевые фишки, так и типичные хеви-метал ходы того времени, которые уже во всю продвигали несколько лет назад Присты и Мейден. И к чести Manowar, стоит сказать, что они показывают с самого своего дебюта великолепную технику исполнения и верх гармоничности и сыгранности. Вокал Эрика Адамса ещё заметно молодцеват и не так красив, как в последствии, но оригинальность, харизма и сила его уже сейчас очевидна, неоспорима и впечатляюща. Особенно мне нравятся его фрагментарные вспышки «скриминга», звучащие очень экспрессивно, дико и необузданно. Качество звучания типично для своего времени лампово, тёпло и душевно, но и при этом, довольно чисто, плотно и мощно. Говорить о собственном звуке пока что конечно не приходится, но группа уже «делает» по мощи и многие более именитые акты.

Что же до самого материала, то он выразителен, энергичен и задорен, но преимущественно опять-таки оставляет впечатление типичного старого хард-рока тех времён, не претендующего на прорыв, кроме только двух композиций «Dark Avenger» и «Battle Hymn». Именно эти две песни прообраз будущего оригинального и самобытного мелодического стиля Manowar. Стиля войны, сражений и смерти. Песни невероятные и удивительные в своей харизматичности и глубине. По сути это два чужака на этом рок-альбоме, сразу бросающиеся в глаза нетривиальностью структур построения и мелодической нестандартностью. Это действительно одни из лучших песен в творчестве группы, да и всего хеви-метала вообще. Довольно хитовы ещё и дерзкие хард-н-роллы «Death Tone» и «Fast Taker», хоть и мало похожие на «тот самый» Manowar, но уже по своему являющиеся классным олдскулом, собственно как и все остальные треки!

Учитывая влияние, которое Manowar окажут в будущем на всю мировую метал сцену своими викингскими, военными и истинно-металлическими темами, «Battle Hymns» всегда будет стоять в стороне от остальных альбомов. Сам по себе диск хорош, но чтобы это понять, придется абстрагироваться и забыть о том, что было после него. Это действительно топовый и отличный олдскул, который классно врубить, чтобы проникнуться старым духом рок-н-ролльного метала 80х. Его светлой наивностью и безрассудностью, непогрешимой чистотой и смелой верой в светлое будущее…И мы как этот Manowar 82го всегда должны быть и воинами-мановарами, в любое время дня и ночи готовыми броситься в бой чтобы конечно же победить, и простыми металистами, которым иногда стоит прерывать сражения чтобы сбросить с плеч тяжесть этого мира и просто спеть «Heavy metal, heavy metal daze…»…
5/5